Комментарии

Компоновать комментарии:
по обсуждениям
общим списком
Показывать комментарии:
свёрнутыми
развёрнутыми
как в обсуждении
показывать комментарии только автора: 
убрать цитирование

 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 17 мая 2011 г. в 18:38
Только ли АДДИЕ и тот же педдизайн?!. Случалось (и даже задокументировано в одном из блогов), что многовековой и уж на что невинный принцип наглядности некоторых мультимедийцев-в-образовании приводит не в оцепенение, а, увы, в бог весть чем мотивированную гиперактивность.

Будем, однако, осуществлять движение дальше....
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 17 мая 2011 г. в 18:31
Согласен,
спасибо за существенное уточнение.
Правда, и другие более или менее вращаются, или декларируют, что вращаются около проблем. Здесь хорошо бы поискать еще какие-то различительные основания.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 17 мая 2011 г. в 10:21
От нашего субъектива Вашему:)

Уважаемый Олег,
при регистрации их можно разделить чисто вербально: сделав соответствующую приписку о жанре. Главное, чтоб подобный «ярлычок» соответствовал смыслу мероприятия (А то он не всегда и содержанию и теме соответствует).

А вот про VIP вебинары в вашем смысле вопрос сложный. Например, мой субъектив считает, что Ваши лекции по ADDIE были VIP-вебинарами. Будь даже на них даже критично (мало)подготовленные участники статус и качество вашей работы не снизится само по себе. И догадываюсь, почему...

Формат же VIP-вебинаров по схеме, "по приглашению, ... по неклассической — «проблема»-«подходы»-«мнения»-«обсуждения»-«решение или подход к решению». затруднен в реализации навыясненностью, кто будет решать, то есть действовать в ходе и по поводу мероприятия вся группа участников или только монополист-ведущий. Для реализации подобной схемы понадобятся более сложные процессы, чем в наблюдаемых мной и примитивно отклассифицированных мной же вебинаров:
- научно-популярные
- популярные (эстрадные, поп)
- промовебинары
- PR-вебинары
- публицистические вебинары
- рекламные
- маскирующиеся, что не рекламные
- вебинары по продаже опыта
- вебинары по продаже продуктов и услуг
- продающие себя и ведущих вебинары и т.п.
И кажутся они смешанными во много от того, что на них изначально смешиваются несимметричные фигуры: носитель правильных данных ведущий, и имеющие дефицит таковых участники.

VIP-вебинары, ИМХО, требуют чуть иных жанров:
- названного Вами, проблемного
- методологического
- научно-теоретического
- проектного и иных исследовательских
- тренингового и т.п.

Для возможных уважаемых оппонентов предварю заметить: данные заметки носят спонтанный, прикидочный характер, а не являются резюме в последней интстанции. Здесь еще много думать надо....желательно со статистическими данными на руках.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 16 мая 2011 г. в 23:10
Хотел бы поругаться, да не за что:)

Наблюдения и обобщения, весьма интересные и субъективные. Пиши я на эту тему сам был бы субъективен (на интересность не претендую:). Может и поспорили бы две субъективности, да проку то... Пора, ИМХО, в оценке вебинаров проводить исследования и делать статистические выкладки.

Поэтому приведу факты и на глазок. Увы, обрабатывать их недосуг:(. В качестве участников моих вебинаров выступило более 2 500 человек, которых я с удовольствием приветствую.
Подавляющее большинство из них посетило не менее 4-5. Некоторые (и таких не так уж мало) от 20-30 до сотни и более. Кстати, за все время вебинаров из аудитории лишь однажды была неподобающая реплика. Больше случаев недостойного поведения не отмечалось.
Резкого сокращения числа посетителей при оповещении загодя не наблюдаю. Сам стал не по 2-3 в неделю, а по 2-3 в месяц открытых вебинара проводить (может, потому и пустого «зала» не наблюдаю:)

Олег, не соглашусь с Вами. что в практике не встречалось закрытых вебинаров. Мне доподлинно известны несколько компаний, постоянно проводящих свои закрытые вебинары, уверен, что во многие разы более таких компаний мне неизвестно. Сам проводил закрытые вебинары и курсы в смешанном формате: вебинар + е-контент (асинхронно). В ближайшие дни должен начать еще один подобный закрытый курс: где, кроме вебинаров (5-7 штук, примерно по одному в неделю) и е-контента (еL 1.0/1.3), будем доминировать сетевые инструменты.
Возможно, вирт..класс будет использоваться для консультаций или общения в минигруппах сугубо по потребности в этом.

Что мне импонирует, в том, что наелись вебинаров: средний (точнее общий) уровень квалификации слушателей вебинаров столь возрос за последние год-два, что они сами способны хорошо делать свое дело без помощи ведущих (Главное, чтобы им не мешали на их рабочих местах, на что масса жалоб из аудитории).
Не знаю, как коллег, а меня это обстоятельство радует и вселяет оптимизм: тренд роста профессионализма специалистов еЛ, на мой взгляд, вполне отчетливо прослеживается. Таких на мякине не сильно проведешь.

Мне кажется, наелись (или доедают) просто вебинары. Когда уровень их целевой аудитории выровняется на пристойном уровне, станут в большей мере востребованы качественные содержательные и профессиональные вебинары и их удельный вес в общей массе станет доминирующим.

И подытожу: никогда не считал вебинары как таковые этаким самостоятельным универсальным инструментом обучения (как и лекции). В открытом разовом, неформальном формате они суть инструмент оперативного общения заинтересованных людей. В систематических же учебных еЛ программах сами по себе вебинары лишь один из ряда инструментов. Исключение: курсы лекционного типа.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 апреля 2011 г. в 12:42
Макс,
про либо либо все очень просто.
Либо / либо не более чем исследовательский метод, оно случится должно сначала просто в голове, это либо/либо.
В жизни же все, действительно, из взаимопереходов этих «либо состоит».

Задача чисто методологическая / гносеологическая / эпистемоологическая:
- обнаружить противоречивые тренды в реальности
- описать их в терминах либо / либо (в голове
- найти их оптимальное соотношение, процессы балансировки взаимных переходов и дополнений
- сформировать (desing) программу действий на практике:
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 апреля 2011 г. в 01:28
Михаил, вы писали:
«Меня интересует детализация этой системы: какие вопросы задавать, какие делать выводы из тех или иных ответов».
ИМХО, задавать отдельно про самосохранение и про развитие. А тем более отдельно выводы делать.

открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 апреля 2011 г. в 01:24
Ой, Лена. Точно подвох. В моей ошибке/описке:(
Вместо «Главное — содержание и смысл» нужно читать «Главное — значение и смысл»

Сорри
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 апреля 2011 г. в 01:18
Эк, куда хватили, Леонид.
Чего там интересы! Давайте глубже рыть: интенции, инстинкты. И давайте подумаем, откуда возникает пара противоречий «интересов самосохранения и самоизменения».
Как мои потребности (хочу-дай-немедленно) вступают в конфликт с моей же безопасностью (самосохранением)? В вашей родной, Леонид, сфере экономике это называется отчуждением (экономических) интересов от их носителя и превращение интересов человека в силу, ему же враждебную. И это нормально.

В образовании же чуть тоньше: либо адаптация к факторам отчуждения его цель, либо эмансипация от отчуждающих факторов цель. Баланс и гармонию здесь, как ни ратуете за это вы, Михаил, в пределах одной человеческой кожи, установить трудно (хоть и стоило бы).

В человеке отлично сожительствуют социально желательная потребность к адаптации к факторам отчуждения и противоположная ей: выдавливание из себя раба.
Леонид, Михаил, вы какую из групп этих потребностей изучать/классифицировать ориентированы?
Для объективности же (и не только умозрительно-теоретической), чтобы описать и разложить по полочкам потребности, а не заплутать в их смеси, стоит начать (в контексте обучения) обе потребности: самоизменения и самосохранения анализировать сначала порознь, а потом сделать ответственный и осознанный выбор: мы будем средствами обучения удовлетворять преимущественно потребность в самосохранении или в самоизменении. При этом нужно иметь в виду, что реализовать потребность в самосохранении (танатос) можно также путем изменений в поведении учащегося. Рабов, исполнителей. пушечное мясо и т.п., как учит история, тоже нужно изменять и развивать, дабы они качественными рабами, трудящимися массами или пушечным мясом становились.

Михаил, потребности бывают неосознанными. Но нам образованцам это неосознанные потребности аудитории как раз и стоит осознавать за и вместо них, чтобы работать с ними. И здорово будет, если мы научимся играть на противоречии «интересов» (читай инстинктов, драйвов) самосохранения самоизменения. Только вызывающие у Вас опасения про «опасения изменений» и есть симптом инстинкта самосохранения, ради которого как раз в массе своей человечество и учиться и воспитывается (а мы учим и воспитываем). Это же касается и заказчиков обучения персонала. Которое, грубо говоря. этим заказчикам нужно в первую голову не для благотворительности, а для самосохранения себя, своего влияний и «территории обитания».
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 апреля 2011 г. в 00:40
Лена, уела:)

Признаю, что текст фигня, вопрочем как и любой другой текст (3D или 333D). Это всего лишь наборы образов и символов (котоые тоже суть образы например, буква образ звука:).

Главное содержание и смысл. Букафф, образов, контента в целом. Ну, и инструментов, разумеется

открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 28 апреля 2011 г. в 18:47
Елена, если предметом изучения является Змей Горыныч, то и содержание курса будет про него. А далее пойдут предметные или теоретические знания о нем и т.п. А форма представления содержания и составит... собственно контент. А если я начну рассказывать про философию Змея (или архетип Змея Г по Юнгу) , то для их отображения 3D как мертвому припарки (за исключением модельно-символического ее отображения, т.е. иллюстрированной абстракции, а не самого Горыныча), а если про внешний вид, габариты и т.д. , то можно и копию его образа в графике дать.
Потискай картинку философии Змея или формулу какую из финансового менеджмента в 3D изобрази во плоти и крови, например, в теме «фьючерсы».
Не всякая картинка содержательна, а тем более не всякое содержание картинкой преподнесешь. Еще раз отсылаю к своей статье.
А бессодержательно формализма и типа «инструментальности» у нас на рынке пруд пруди и маленькая тележка. А сравнивать картинку Змея с «картинкой», например, системы ограничений и запретов ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (объемом во много страниц многих законодательных актов), нежно говоря, некорректно и бессмысленно.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 28 апреля 2011 г. в 14:41
Михаил, с этим:
«Вообще из всех этих тем: формы и содержание электронного контента, инструменты e-learning и роль преподающего в e-learning, на мой взгляд, действительно актуальной является только содержание электронного контента. Интерес к остальным, на мой взгляд, существенно преувеличен»
согласен.
С одной маленькой оговоркой: содержание электронного курса + (или включая) управление познавательной деятельностью посредством интеракций и обратной связи.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 27 апреля 2011 г. в 23:13
Елена,
не хочу повторяться и повторять уже сказанное другими. Про инструменты я уже высказал мнение и обсудил его, прежде всего с Михаилом Протасовым, здесь: http://new-el-de.blogspot.com/2011/03/blog-post.html.

Так что не про инструменты, а про возможности, как ты писала, которые не токмо в самих инструментах, но и в руках и головах, эти орудия употребляющих лиц.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 27 апреля 2011 г. в 10:07
Цитирую сначала, потом прокомментирую:
«Для того, чтобы быть востребованными, они /инструменты eL/ должны предоставлять пользователям следующие возможности:
1) совместное формирование базы элементов учебного контента пользователями;
2) организация совместной работы нескольких пользователей над разработкой таких элементов;
3) возможность повторного использования элементов разными пользователями на разных проектах;
4) возможность комбинировать элементы, получая из них новые;
5) открытость базы элементов;
6) максимальная гибкость и функциональность сервисов;
7) доступность всех функций сервисов онлайн.»


За последние 5 месяцев тем или иным боком участвовал в 3-х курсах, в которых задействовались в немалой степени такие инструменты.
Каждый из курсов рассчитан не менее, чем на 6 недель.
Все курсы неформальные.
Все курсы с использованием сетевых ресурсов.

Курс 1 для специалистов корпоративных ДО-центров. Из 24 человек курс завершили двое.
Курс 2 вроде как и для корпоративных ДО-центров, но участвовали преимущественно вузовцы. Вроде как более 30 участников. Итог: активность проявляли до 1/4 участников. Из двух десятков предложенных инструментов задействовалось у большинства участников 2-3. Пользуя эти инструменты каждый пел про свое что видит. Никакой кооперации в курсе не вышло.
Курс 3. Неформальное обучение для молодежных и студенческих лидеров.Более 90 участников. Всё добровольно. За двое суток второй недели обучения соответствующие учебные материалы были открыты более 1900 раз. При этом с помощью разных ресурсов за эти первые два дня слушателями оставлено 65 «следов». До конца недели они должны (так задумано) оставить еще не меньше постов в форумах и блогах + написать эссе + подготовить презентацию / текст / визуальные материалы по своей деятельности и выложить их в курс.
Пока темпы и активность обнадеживают. Далее посмотрим.

Может, дело в возрасте?
В третьем курсе участникам примерно от 15 до 22 лет.
Во втором большей части слушателей было за 40
В первом от 30 до 50.

Может, дело в профессионализме?
На 1-м и 2-м курсах аудитория и темы предлагали профессиональное совершенствование. И профессионалы с успехом, ИМХО, продемонстрировали невозможность (все же в цейтноте диком) + неумение учиться + нежелание и неумение слушать и слышать других.
Вот это и тревожит. Может, не зря я в свое время сомневался в нашей готовности к работе с названными Еленой инструментам? Подавай нам монологизм и авторитаризм: так определенности в жизни больше. А может, все дело в возрастной разнице, в смене поколений?

открыть обсуждение на этом сообщении
 

 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 20 февраля 2011 г. в 18:38
Лена,
спасибо за материал. Будто все заново пережил.
открыть обсуждение на этом сообщении
 

 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 21 апреля 2011 г. в 15:52
Михаил,
есть Я и есть зеркало (топики). На кого / что пенять будем, коли что-то из них криво?
Оптимальный вариант пенять на чек-листы:)
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 5 апреля 2011 г. в 09:38
Михаил, некогда мне приходилось писать на подобную тему, связанную с системами вопросов, которые не просто позволяют организовывать работу, но и генерировать контент. Собственно, именно для решения последней задачи они генетически и предназначались. Более того, приходилось даже выполнять прикладные работы по разработке топиков для курсов заданной заказчиком направленности.

Причем, в контексте еЛ можно вести речь о разных системам вопросов (топиков или эвристик) для разных типов учебных курсов. Например, одни для продуктовых, другие для soft skills, третьи для адаптпционных и т.п..

Более того. В 80-е гг в Штатах существовала куча софта (мне известно лишь о 5-7 таких программах), построенного на подходах, лишь намек на которые представлен в статье по приведенной ссылке.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 22 марта 2011 г. в 07:37
Валерий,
а почему бы этот «кошмарный перечень» не рассматривать как список контрольных ответов на предполагаемый (имеющий место в голове и/или по умолчанию) список контрольных вопросов?
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Неформальное образование у нас и у других (6 комментариев)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 2 марта 2011 г. в 23:34
Максим, а чему вообще вы обучаете лиц мудрого возраста?
И про впечатления, пжл, поподробнее, если можно
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 18 февраля 2011 г. в 18:28
Интересная статья про еЛ для пенсионеров и прочих людей золотого возраста в Германии и в Беларуси.

Немного цитат:
- «Есть бабушки и дедушки, которым важно общаться с внуками на одном языке. Для этого они постигают азы компьютерных технологий».
- «У многих возникает необходимость освоить Интернет и электронную почту — по телефону с детьми, которые живут далеко, на пенсию много не наговоришь, а писать обычные письма молодежь уже разучилась. К тому же новые технологии дают возможность на ином уровне пользоваться услугами: оплата «коммуналки», заказ билетов на транспорт по Интернету, грамотный выбор кредитной программы для приобретения того же компьютера»
- «Немецкие пенсионеры голосуют своими кошельками за курсы мозговой гимнастики и программы обучения здоровому образу жизни, общению с молодым поколением, компьютерной грамоте, языку. В общем, все, как у их белорусских сверстников. С той лишь разницей, что в Германии у пожилых людей возможностей больше, поскольку в Беларуси пока не выработано целостного подхода к системной образовательной работе с этой категорией»

открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 9 февраля 2011 г. в 16:45
С подачи Максима Скрябина нарыл сайт «Школы третьего возраста» в Санкт-Петербурге.


открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 6 февраля 2011 г. в 21:36
Похоже, в Беларуси силами общественных организаций набирает силу неформальное обучение людей золотого возраста.

Так, общественное объединение Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО” в марте-апреле 2011 года проводит в г. Минске курс неформального обучения «Мост через поколения» для представителей «золотого» возраста г. Минска. В рамках учебной программы будут организованы четыре встречи по обучению некоторым актуальным аспектам для повышения качества жизни пожилых людей и их близких.

В рамках этого курса предполагается также обучение лиц «золотого» возраста технологиям сетевого общения:

Тема одной из запланированных неформальных встреч «Основы коммуникации с использованием сети Интернет».
На встрече участникам будут представлены возможности социальных сетей, блогов, коммуникаторов, которые позволяют общаться и повышать компетенции в различных сферах жизни. Во второй части встречи пройдет скайп-конференция с одним из центров «золотого» возраста, расположенным в другом городе"

На другой встрече предполагается оживить навыки иностранного языка, а также методики по его совершенствованию или использованию с помощью е-learning или сетевого общения.

Записаться на курс могут все желающие. Информация о том, где и как будет проходить неформальное обучение для людей мудрого возраста, какое развитие могут иметь восстановленные или обретенные знания и умения доступна на сайте "“Белорусской Ассоциации клубов ЮНЕСКО”"
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 11 октября 2010 г. в 11:09
Первое, что меня удивило: что в нашем неформальном образовании практически не используется электронное обучение.
Видно, устно ругать режим более действенно. чем формировать в сетях свою аудиторию.
По моему скромному разумению, количество посещений. френдов, активность в блогах и социальных сетях и т.п. могло бы в реале продемонстрировать действенность образовательных и просветительских акций НГО и прочих неформалов, продемонстрировать масштаб их реального влияния на гражданское общество и реализацию социально полезных инициатив и новаций.
Что может быть лучше для неформального образования взрослых, формирования соответствующей образовательной среды и сообществ активных граждан, чем сетовое обучение и взаимообучение? Не знаю, что можно противопоставить потенциалу Интернета в этом деле в нашем контексте.
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Образование должно быть консервативным?.. (6 комментариев)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 29 марта 2011 г. в 11:59
Очень хорошо иллюстрируют тему реформ и консерватизма в белорусском высшем образовании 2 статьи:
Что мешает белорусам получать европейское образование
Санкции ЕС поставили под сомнение вхождение Беларуси в Болонский процесс
Самодостатчность образования и ее традиционные ценности вещи полезные и уважаемые. Да можно, увы, в них замкнуться навек, как в вагоне-ресторане, не замечая, увлекшись меню, что давно проехал намеченную остановку и тебя никто не встретит радостно у выхода.


открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 1 сентября 2008 г. в 22:37
Спасибо, Елена. Здорово! Действительно, здесь есть над чем поработать. Особенно в условиях обучения взрослых на производстве. Там само предприятие ему предметно-развивающую среду на блюдечке с каемочкой приподносит и без лишних затрат. Мда, продуктивно все может выйти, если эту тему дальше прорабатывать этак предметненько.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 1 сентября 2008 г. в 13:57
Ага, Френе был дорог, до появления компьютеров.. Наличие их парка + бумаги/принтеров для распечатки делает методику Френе, скопрированную без существенных изменений под e-learning вовсе недорогой. Скорее всего, она окажется экономичнее по сравнению с иными, что тренинговыми/лекционно-семинарскими, что, особенно, электронными. Кстати подход Френе работает на массовом, а не штучном обучении. Правда, для такого массового обучения нужны всего лишь штучные педагоги.
С Монтессори же для обучения взрослых гм... не знаю, не думал.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 1 сентября 2008 г. в 10:19
Простите, реплика базируется на спорной посылке. Мы обучам чему-то одному, в одинаковых условиях, но не всех, а каждого. Учить чему-то в условиях X. мы худо-бедно научились. А вот при этих обстоятельствах учить каждого хуже выходит.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 1 сентября 2008 г. в 10:14
Выходит, неясно, что за зверь такой, инновации:). Неужто и инновации, как и разруха, бывают только в голове?

Примеры инноваций:
1. Альтернативная педагогика, в котором содержанием образования выступают наличные знания и опыт обучаемых.
2. Система обучения С.Френе.
3. Система компьютерного обучения С. Пайперта
4. Обучение слепоглухонемых детей в Загорском детском доме.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 31 августа 2008 г. в 17:50
Хотел бы уточнить (скорее для себя, но с помощью коллег, надеюсь).
1. Консервативным по сравнению с чем?
2. Кто выносит решение о консервативности?
3. Что консервирует (сохраняет) и что разрушает образование само по себе?
Ну, и наконец,
4. ДО и e-learning могут быть консервативнымы? С чего это они вдруг в инновации угодили, за какие такие заслуги?
Куда практичнее, думаю, определить, где полезны инновации, а где консервация накопленного позитива. Если, как пишет г-н Анненков, образование будет шагать в ногу со временем, то с какой ноги? Время штука многослойная. В нем одновременно живут объекты с разными скоростями (в том числе и близкими к нулю). Есть сферы, нуждающие в консервации. Если я делаю курс по Библии по заказу церкви одно дело, по заказу беснующихся атеистов другое. Если же я должен участвовать в обучении кадров для нанотехнологий или атомной энергетики, «производить» специалистов с новаторскими качествами, то есть резон и про инновации поговорить.
Как и договаривались, перевожу вопрос в практическую плоскость:
А. Как, где и ради чего создавать курсы (шире вести обучение) консервативно и/или инновационно.
Б. Какие педагогические технологии «отвечают» за консервативные результаты, а какие за инновационные и обеспечивают такие результаты.
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума LMS vs Коллаборативное обучение? (4 комментария)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 19 ноября 2009 г. в 15:39
< 2. Вспоминая темы о сертификации LMS на соответствие SCORM и о некоторых заметках по необходимости допиливания SCORM под конкретную LMS, не сказал бы, что «по определению» :)
А если рассматривать вариант, когда SCORM часть чего-то большего, тогда специфика подобного курса не в SCORM, SCORM там только маленький кирпичек. Зачем тогда конкурсы для кирпичиков проводить и часто и густо обсуждать компоновку слайда? :) Вопрос риторический. Без камней в огород. Просто исходная склока, она как раз из-за противостояния контекстов. Их просто противопоставлять не надо, окружающие нас условия диктуют контексты...>

C цитируемым совершенно согласен. Очень приятно иметь дело со столь конструктивной позицией.

PS. На Ваш впорос отвечу чуть позднее
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 18 ноября 2009 г. в 17:37
Пойдет, когда Делиться = Знать границы своего знания (контекста) + Предъявлять ответственно (= добровольно) границы своего знания + свободно Перемещаться в пределах границ чужого знания

> В принципе про начальные условия это вроде как контекст и есть?..
Ага, если в контекст включать и самих участников взаимодействия
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 18 ноября 2009 г. в 15:34
Артем, есть еще такая штука, как контекст-ориентированность, штука, свойственная прежде всего коллаборативному обучению,неплохо изученная и являющая базовым условием последнего. (У кейс-метода в обучении ноги оттуда растут, кстати, хоть часто и в причудливом виде.)
А обсуждаем мы субъективные мнения, пребывая в своих «уникальных» контекстах, ведь в блого-склоках нет того самого главного, что делает SNS из места тусни местом взаимо- и неформального обучения: «тут самое главное оговорить начальные условия, в которых все эти комплексы должны работать». Это как две макушки айсберга красотой меряются, когда главная «прелесть» под водой скрыта
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 18 ноября 2009 г. в 10:57
Подменять образовательные термины ИТшными нужно (и/или),
- чтобы скрыть правду;
- чтобы соврать;
- чтобы сделать вид, будто компетентен.

А если о коллаборативном обучении:
- Никто в нашей постстоветской территории им серьезно не занимается в компаниях, хотя в эту сторону есть интереснейшие локальные находки во многих компаниях и у некоторых вендоров
- Из обезьянничанья перед Западом или от осознания в его необходимости, это обучение все равно будет ведущим.
- Удачный курс (электронный или бумажный, а также горловой), даже если он монологичен по форме тогда обречен на успех, когда де факто обеспечивает
1. активную познавательную работу в голове учащихся
2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний -
то есть содержит в себе потенциал коллаборатива.

ЗЫ. А наезды на LMS фишка не по существу, а маркетинговая.
ЗЗЫ. Качественное средство обучения коллаборативно по определению. Иного не дано:)
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Зимняя школа 2011: постскриптум (1 комментарий)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 30 января 2011 г. в 07:36
Очень трудно фидбечить и анализировать: не улетучился вкус события и невольно сопротивляешься рациональному разбору полетов. Юра и Лена сказали прекрасно.

Друзья, было потрясающе здорово.
Всем привет!
С уважением и любовью...
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Блоги в учебном процессе (11 комментариев)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 25 октября 2010 г. в 16:02
Простые и разумные рекомендации по использованию блогов в средней школе:
http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html

И в детских садах (точнее, видно, вокруг детских садов):
http://blognauroke.blogspot.com/2010/10/blog-post_23.html

И опыт конкретных учителей:
http://www.matematikatvl.blogspot.com/
http://blognauroke.blogspot.com/2009/12/blog-post.html

Пока наши умы в вузах, учреждениях ПК и ПК, НГО и прочих уважаемых местах тужат головы, как запустить е-learning, и мечтают о бюджетах и грантах, которые им рано или поздно обломятся, а то и просто тихо ждут руководящего пинка со стороны начальства, отдельные чудаки, не обременные мыслями ПРО ЭТО, действуют

открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 31 октября 2009 г. в 10:36
Чрезвычайно интересный ресурс про блоггинг в учебном процессе.
Достаточно взглянуть на его оглавление (приведена лишь его часть):
...
Создать блог легко!
Виды образовательных блогов
10 способов учителя использовать личный блог
Образовательные гаджеты для блога
...
Размышления о блоге класса
...
Несколько советов по ведению образовательного блога
...
Использование WikiWall на образовательном блоге
...
Dabbleboard-интерактивная доска онлайн
...
Учебное видео на образовательном блоге

РЕКОМЕНДУЮ!
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 17 сентября 2009 г. в 07:56
Алексей, скоро орг- и технические моменты утрясутся и... аудитории может стать скучно. Блоггинг это место самовыражения по природе своей, а не сборник шпор.

Что-то мне подсказывает, что блоггинг будет эффективнее не при ответах на вопросы типа «изучи отчитайся», а при решении проблемных вопросов, организации групповой дискуссии, решение проектных или, скоре, проектного типа задач. Так и списывания удастся избежать и креатив пришпорить. И тех, кому страшно свою дурь показывать в блоге тоже от ответственности освободит.

Выкладывать ответы на вопросы учащихся, классное решение. Еще лучше завести «дневник» для каждого учащегося, в котором не выставляются оценки и т.п, а только задаются вопросы преподавателю. Активность в таких дневниках может стать одним из показателей эффективности его работы и самого обучения. А вот на всеобщее обозрение индивидуальные дневники выставлять не стоит. Отдельные вопросы при этом полезно анонимно выставлять на всеобщее решение... только после того, как преподаватель ответит индивидуально тому, кто этот вопрос поставил. Потом преп участвует в общей дискуссии на равных до поры до времени, не имея права давать ответов, а только высказывать сомнения, акцентировать внимание на чем-то в виде проблемных вопросов, сомневаться вслух. Верный ответ преподносит и защищиает его задавший, за что и оценивается.

Когда же тема исчерпывается, выкладывается итоговая официальная версия ответа, а обучаемые «сдают» контроль по модели типа:
- раньше я думал...
- моя исходная точка зрения (не)изменилась, потому что...
- я приобрел следующее: знания, умения
- моя исходная точка зрения была полнее и точнее в... / неверна в... / неполна в... радикально изменилась в...
- я остаюсь при своем мнении по аспектам... так как...

Вроде и громоздко, да во Франции и, менее активно, в Германии и Бенилюксе такая методика при обучении взрослых активно применяется. (Кстати, уже и в начальную школу перекочевала). Главное, не выносить на всеобщее обсуждение философские вопросы, если речь идет не об изучении философии и прочих методологических штук. Лучше заостряться на решении прикладных задач. Для MBA, по-моему, вообще, для повышения квалификации такой подход (очно в том числе) наиболее действенен.

Поперву, пока аудитория не привыкнет, скорость обучения чуть тормозится. Вскоре резко возрастает. Главный показатель, что процесс на высоте: обучаемые не могут остановиться и готовы работать до упаду. Иногда в ущерб другим занятиям:(
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 22 июня 2009 г. в 12:33
Появление блога президента России, как и положено, стимулирует интерес с блоггингу у передового наставничества.
Что и как происходит отчасти отражено здесь
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 17 июня 2009 г. в 08:17
Предлагаю сузить п.1 «Общее развитие сотрудников организации» до «Организационное развитие...»

А п.2 переинтерпретировать: «Система пре- и, особенно, посттренингового сопровождения конкретных учебных мероприятий»
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 15 июня 2009 г. в 12:09
Пока мы-белорусы раскачиваемся с ДО вообще и с блоггингом частности, в Росии под эгидой Intel проводится конкурс блогов, в том числе и ученических:
http://docs.google.com/View?id=dcnfb3ct_87c72282gb
http://iteach-2008.blogspot.com/2009/05/intel.html#links
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 14 октября 2008 г. в 19:22
А это личное дело препа:). Здесь каждый волен поступать по своему усмотрению
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 14 октября 2008 г. в 19:14
Чрезвычайно любопытная информация о том, что в Англии обсуждается вопрос о введении предмета «Блоггинг» для школьников и, разумеется, ссылка на англоязычный первоисточник (на «Гардиан» между прочим. Когда «Советская Белоруссия» со «Знаменем юности» и «Звяздой» подобную «ахинею» опубликовать созреют?).

Сходу предложения, где может применяться:
- сочинения по литературе, истории, культуре
- под эгидой ТБМ «Таварыства беларуская мовы», может, кто им подскажет. Или я опоздал, как случается?

Рекомендую всем, в том числе и тем инициаторам, кто озабочен введением ДО явочным порядком
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 12 октября 2008 г. в 14:01
Елена и коллеги! Нечто подобное описывалось здесь
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 9 октября 2008 г. в 14:45
Хоть этот пост и не про блоги в обучении, а блоги в мировом масштабе, думаю, нам не вредно будет узнать и оценить наиболее, наверно, полную информацию о мировой блогосфере
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 16 августа 2008 г. в 21:45
Всегда проталкивал мысль, что образовательная работа в блогах, соц.сетях и даже wiki должна быть структурирована и регламентирована. То есть: конкретные исходные данные реакции обучаемых на них. Нарпимер, обучаемые получили некую учебную информацию (от лектора, тьютора, бумажного или электронного курса). В блоге преподаватель дает каждому из них индивидуально или для пар или для микрогрупп (3-4 человека) свои вопросы. Обучаемые отвечают на них и комментят\обсуждают ответы других участников (групп участинков).
Или обучаемые выкладывают рефераты, проекты в блог, а там они обсуждаются.

Для Игоря: на подобную работу не понадобятся санкции начальства. Преподаватель может инициировать такую форму работы сам, поощрять за нее обучаемых. На первых порах, если не все имеют доступ к интернету, достаточно работать с добровольцами. Блоги, к тому же не требуют сверхмощного канала связи.

P.S. О саморазвивающихся штуках в Web 2.0 особая песня.
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Управление знаниями и обучение персонала (6 комментариев)
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 18 февраля 2009 г. в 10:30
Забеспокоился над вопросом: а возможно ли в текущий исторический момент:) управление знаниями без, вне и мимо сервисов Web 2.0?

Вот коллеги сомневаются, что мы не готовы к использованию таких инструментов, что у нас таких инструментов якобы нет и что Web 2.0 не позволяет "халтурить «образователям» (см. здесь) и, позволю себе развить мысль, и управленцам знаниями тоже.

Итак, возможно ли полноценное корпоративное управление знаниями без использования возможностей Web 2.0?
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 13 февраля 2009 г. в 21:20
Сергей, в целом согласен с Вами и приветствую Вашу логику, если правильно ее уразумел: обучение вписывается как элемент в систему УЗ (систему УЗ как совокупность элементов, а не сугубо IT-процессов).
То, что касается интсрументов 2.0. тут сильно мудрить не надо бери да пользуйся, да вот не готов народ к этому у нас (см.). Причем, решения для этого нужны, на мой взгляд, не столько программные, сколько методические и «организационно-процессные», а всего проще волевые:).
Мне кажется, востребованным на рынке может оказаться особый инструмент, служащий для «перекачки» знаний из производства в обучение, в пределе прямо в курсы или справочно-консультационные системы. Ведь в большинстве крупных компаний в основу курсов кладутся знания экспетров-практиков /предметников тех же компаний. Что-то мне подсказывает, что карты разума здесь могут каким-то боком сгодиться. Каким образом, увы, до конца не додумал. Если додумаю, свяжусь с Вами в Скайпе
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 11 февраля 2009 г. в 21:46
Ой ли?
К примеру, в комплект поставки некоторых ЛМС входит методика оценки персонала 360 градусов. Если она сделана внешней по отношению к компании, где эта ЛМС установлена, фирмой, то именно этот инструмент будет управлять активностью тех, кто привлекается к оцениванию коллег. То есть извлекать из оценивающих знания об оцениваемом.
Другой пример, модуль «Тест-эксперт» как инструмент экспертизы тестовых заданий распределенной группой экспертов, входящий в СДО «WebTutor», в немалой степени управляет деятельностью этих экспертов, задавая им правила игры.

Выражусь круче, если LMS не управляет обученим минимум как человеко-машинная система, то это, простите, не LMS или LMS, да криво используемая.

Если э-курс не управляет учебной деятельностью обучаемого, это не курс, а его профанация. Когда же научимся делать курсы, управляемые сугубо обучаемыми, возьму свои слова обратно. Первым, и покаюсь публично в своей ошибке.

Извлекают и управляют знаниями человеко-машинные системы, по меньшей мере, в «рамках нашей е-L демократии».
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 8 февраля 2009 г. в 10:59
Елена, нет у меня уверенности, что LMS позволяет систематизировать все процессы УЗ таким образом, чтобы все эти процессы покрыть, реализовать. Частично, да. Но вот должна ли LMS заниматься извлечением неформальных знаний, управлять консультациями со стороны экспертов и др. это вопрос (для меня, разумеется).
И Вы абсолютно правы, те же форумы, чаты, вирт.классы используются отнюдь не в полную свою силу, не раскрывают потененциала. А вот чьего потенциала собственного или чьего-то другого это вопрос:)
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 8 февраля 2009 г. в 10:13
Вот как представляют взаимоотношения между управления знаниями и обучением коллеги:
«Одним из ведущих модулей системы управления знаниями является система управления обучением (Learning Management System, LMS)».

При этом LMS интерпретируется так:
«Система управления обучением (или система дистанционного обучения, сокращенно СДО) позволяет организовывать полный цикл электронного обучения в организации и создает возможность осуществления дистанционного обучения персонала».

А УЗ следующим образом:
«Система управления знаниями — комплексное IT-решение, позволяющее планировать и управлять знаниями и информацией внутри компании».

Выходит, в соответствии с данной точкой зрения, обучение есть часть управления знаниями, как минимум, в электронной их ипостаси. Иначе говоря, внедрили СДО и система УЗ частично заработала по определению?
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 7 февраля 2009 г. в 08:48
Спасибо за содержательную и умную реплику!
Согласен с Вами в части того, что База «консультирующих» знаний как элемент распространения и использования по запросу решений уже кем-то (экспертами, теоретиками или практиками) уже решенных задач в компании очень и очень важна. Мне, к сожалению, неизвестны случаи реализации подобных Баз консультирующих знаний на постсоветском пространстве. А вам, коллеги?
Реализация таких Баз задача, по-моему, интересная. Хотя бы потому, что позволит учебным подразделениям плотнее интегрироваться в структуру компании и перестать быть «бедными родственниками» в них. Однако, на мой взляд, это все еще e-learning 1.0.
Кроме того, часто разумнее обучить решению проблем заранее, осуществлять, если угодно, превентивное консультирование т.е. обучение решению проблем задолго до того, как с ними столкнешься на производстве. Во многих случаях производство ждать не будет, пока ты консультируешься.

Не менее важны в контексте УЗ задачи извлечения и формализации (включая даже простые текстовые описания) знаний, циркулирующих в компании. \Про порождение новых знаний пока умолчу.\ Для этого годится e-learning 2.0 на основе сервисов Web2.0, а также синхронные дистанционные мероприятия на базе точек виртуального общения. Вопрос в том, как будут организованы в компании обучение персонала и управление знаниями. Работать параллельно и автономно друг от друга? Одно включаться в другое как часть по отношению к целому? Одно подчиняться другому в качестве инструмента «в руках» первого?
Доросли и созрели ли мы, чтобы отвечать на такие вопросы на деле или даже «в уме»? Нам это надо или начальству виднее?
открыть обсуждение на этом сообщении
 

 
 

Рейтинг 901
От Владимир Наумов, 3 марта 2011 г. в 20:18
Что идея, Максим!
Какие женщины!!!
открыть обсуждение на этом сообщении
 

Цитатник

Всего 222 цитаты на портале;
139 цитат отмечены метками;
15 показаны:
Владимир Кухаренко
Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм. 
перейти к статье
Владимир Анненков
31.08.2008, 08:35
Консервативное или инновационное — это крайности. Образование должно идти в ногу со временем, сочетая традиции и инновации. 
перейти к комментарию
Юрий Жарков
Каждый дистанционный курс предполагает контрольное тестирование.  
перейти к статье
Юрий Жарков
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смысл — в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения. 
перейти к статье
Вячеслав Лебсак
12.08.2011, 09:34
Поэтому главная задача «человека разумного» сделать «человеком моральным». 
перейти к комментарию
Вячеслав Лебсак
Частные инициативы по существу зажаты в государственных вузах из привычки чиновников проектировать удобную для управления мёртвую среду. 
перейти к статье
Олег Лавров
12.08.2010, 11:26
В Вузе обучение строится на передачу и закрепление базовых знаний и компетенций, что накладывает отпечаток на выбор педстредств е-обучения — лекции, тесты, задания. лабработа, практика. 
перейти к комментарию
Александр Андреев
Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий.  
перейти к статье
Вячеслав Лебсак
Не существует единственного метода, который смог бы гарантировать Вам успех в учёбе.  
перейти к статье
Олег Лавров
17.08.2010, 08:52
мы должны рекомендовать кому-то «формализовать обратную связь и финансовые, и юридические условия» функционирования этой обратной связи. Иначе говоря — нужен Контракт «Бизнес-ВУЗы» на уровне государственной системы 
перейти к комментарию
Александр Андреев
преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни.  
перейти к статье
Елена Локтева
10.11.2010, 10:46
Олег Лавров: «Студент хуже чем мы о нем думаем...» 
перейти к теме форума
Ted Bongiovanni, Roseanna DeMaria
Если жажда знаний сильна, занятия наполнены эмоциями 
перейти к статье
Елена Ястребцева
знания находятся не «внутри», а в человеческих сообществах и компьютерных сетях 
перейти к статье
Владимир Наумов
17.08.2011, 00:25
более 12 человек на вебинарах (включая ведущего) — это нарушение санитарных норм 
перейти к комментарию
 
РЕКЛАМА

©  www.e-learning.by
: el-info (at) e-learning by Пишите письма!: el-info (at) e-learning by