Рейтинг 901 | Олег Лавров сказал:
Отношения вузов и корпораций, обучение в том и другом секторах выглядит неважно
не только у нас. Вот подоспела и статья по этому поводу ведущего коуча
Америки...
Смотреть можно тут...
Спасибо за ссылку, Олег
|
---|
Рейтинг 901 | Согласно Бахтину, действие, поступок рассматриваются как реплики в диалоге. При этом не всякое (действие) и не всякая реплика диалогичны. Есть и монологичные беседы двух и более лиц. Можно предположить, что есть и монологичные интеракции. Потому всякого рода активности, интерактивности так сложно описать и развести по понятийному ряду, что пока не отработаны у нас подобного рода различения, ИМХО. А привычные подходы не совсем здесь помогают.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Дивногорцева сказала:
Максим Скрябин сказал:
Интерактивное обучение — это такое, в котором реализовано взаимодействие
учащихся между собой (в том числе и удаленно). Мне кажется, что термин «интерактивное» стал часто употребляться, когда
мультики, которые можно просто смотреть, стали заменяться эл. игрушками,
которые реагировали на действия игрока. Скорее всего, подразумевалась якобы
диалоговость процесса. А дальше.....стали употреблять где попало.
Правильная диалоговость, естественно, в Диалогах Платона. Метод постановки
вопросов Сократом в Диалогах Платона, уже сам по себе являлся методом обучения
и позволял передать знания тому, кого спрашивают.
Правильная Диалоговость еще и у Бахтина с его последователями представлена
|
---|
Рейтинг 901 | Максим Скрябин сказал:
Active learning — активное обучение, action learning — обучение действием
(Реванс и др.).
Вот это различие, насколько я представляю контекст, важно. В «переводе» оба эти понятия зачастую смешиваются и не различаются разработчиками и организаторами обучения. Был в практике прецедент (и не один :( ), заказчик требовал активного в смысле action, а исполнитель слышал active, который в его продукте и даже очной практике обучения сводился (отождествлялся) к (с) interactive learning
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Владимир Наумов сказал:
Лена,
по активным ты имеешь в виду «active» или «action» обучение?
У западных товарищей это две большие разницы. Сам напросился! :)))
Итак, чем отличаются action, active и interactive learning?
Ну, и все вопросы Олега Лаврова — прилагаются.
Не напросился, а спросил. Петелин, помнится, в отличиях action, active разбирался, кстати
|
---|
Рейтинг 901 | Лена,
по активным ты имеешь в виду «active» или «action» обучение?
У западных товарищей это две большие разницы.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Владимир, у меня не получается зарегистрироваться, все места заняты. Есть
какая-либо возможность поучаствовать?
Ловите ссылку на почту, Михаил
|
---|
Рейтинг 901 | Александр Андреев сказал:
Зал переполнен. Регистрация завершена, т.к. не более 60 чел
Можно контрамарку получить?
Сан Саныч, для вас сделаем!
Поклон Алле Евгеньевне и дочери
|
---|
Рейтинг 901 | Ай да Светлана!
Спасибо
- за тонкую аналитику и труд по ее написание,
- за участие,
- за позитивнейший вклад в работу Школы и после школы,
- за очарование и удовольствие общения с Вами!!!!
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
Володя, виноват, не выделил главный вывод: «Я, Вань, такую же хочу!»
Сюда Паретто не годится, так как «такую же».
Что касается утопистов, то для меня это самая желанная компания :)
Вячеслав, может и я виноват, что того же не выделил :(
С уважением и пожеланием всех благ.
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
Владимир Наумов сказал:
Oleg Lavrov сказал:
Программа на 15 дек 2010 ....12:20 ...
Вопрос — Что такое «эффективный электронный контент»? «Эффективный электронный контент» суть контент, гарантирующий прогнозируемый,
или желаемый, или гарантированный результат учения. То, что через «или» -
зависит от уровня притязаний и ресурных возможностей заказчика. Это круто! Утопистам и не снилось. Но... красиво жить не запретишь. "Я, Вань,
такую же хочу!
Дорогой Вячеслав Александрович,
во-первых, это не утопизм (спасибо за ярлычок :), а здоровый максимализм, ну, может, с привкусом футуризма. Сколько ни отрицали, что она вертится, она де факто вертится. И аппарат тяжелее воздуха в свое время полетел, и обезьяны с деревьев слезли (увы, не все).
Во-вторых, изумляет ваша позиция. От Вас не ожидал. Уж не знаю по какой ассоциации, она мне показалась схожей с позиций недоинновационной экономики, полусиликоновой долины, осколковой индустриализицией, недопедагогикой по закону Парето. Нафига нам 100% результата, лучше мы запрогнозируем, что 80% неоучек при 20% (10% догматиков + 10% демагогов) это и есть оптимально. И вообще, если я буду на 20% этичным и верящим в бога, то эффект от этого будет 80-процентный :). А верить в это на 100 — патология, а на 80% — нерациональная трата душевных сил.
В-третьих, мероприятие-то предновогоднее, со Снегурочками и Д.Морозами
Наконец, прогнозирумый и желаемый результаты — тоже в %% можно задать :)
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
Программа на 15 дек 2010 ....12:20 ...
Вопрос — Что такое «эффективный электронный контент»?
«Эффективный электронный контент» суть контент, гарантирующий прогнозируемый, или желаемый, или гарантированный результат учения. То, что через «или» — зависит от уровня притязаний и ресурных возможностей заказчика.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Предложу следующий тезис. Изменение в мышлении является желательным результатом
в процессах самообучения, самообразования, саморазвития. Какое именно
изменение? Изменение одних ментальных моделей (наших осознанных и неосознанных
моделей реальности, представлений о реальности) на другие, более эффективные.
Какие модели являются более эффективными? Те, которые разрешают существующие
противоречия, и/или позволяют вырабатывать новые алгоритмы действий в некоторых
практических ситуациях.
Предложу второй тезис. С помощью формального обучения можно улучшить процессы
изменения мышления, сделать их более быстрыми при той же эффективности.
Таким образом, курс «как правильно учиться» должен отвечать на вопрос: каким
образом нужно построить процессы самообучения, саморазвития, самообразования,
чтобы обеспечить наиболее высокую скорость изменения ментальных моделей.
Цель курса можно было бы сформулировать следующим образом: построить процессы
самообучения, саморазвития и самообразования таким образом, чтобы увеличить
скорость изменения ментальных моделей.
Михаил, мне кажется, что категории «эффективности» и «скорости», связанные с проблематикой самообучения и саморазвития находятся в количественном измерении, даже механистичны.
Куда важнее найти качественный механизм, изменяющий те самые ментальные модели. Такими механизмами могли бы стать, возможно,
- увеличение многообразия ментальных моделей,
- увеличение репертуара ментальных моделей,
- формирование критического мышления в ходе увеличения такое репертуара,
- полифоническое мышление
- ... ?
Представляется, что императив эффективности (результат/затраты) недостаточно эвристичен, производителен и... эффективен, чтобы решить проблему самообучения и саморазвития
|
---|
Рейтинг 901 | Игорь Прусаков сказал:
Ваша разумная последовательность вопросов относится не к
обучаемому, но адресована учителю. А если учитель будет думать над решением
таких Вопросов, то и ученики подтянутся…
Согласен с Игорем, что последовательность вопросов Михаила:
1. Каких изменений необходимо добиться в обучающемся.
2. Каким образом ему необходимо учиться для достижения этих изменений.
3. Как преподаватель может ему помочь в это —
скорее относится к теме "«Как правильно учить!»", недели к "«Как правильно учить ся"
Попробую перефразировать их в духе -ться:
1. Зачем тебе — ученику — изменять себя в ходе учёбы.
2. Каким образом тебе изменять себя.
3. Как превратить окружающую действительность (включая преподавателя-инструмент) в образовательную и развивающую среду для себя
При этом отдаю себе отчет, что в целях подготовки к ЕГЭ или натаски работника компании на «прохождение курса ради сдачи теста» подобные вопросы едва ли имеют смысл. Для такой натаски потребуется книга иного содержания.
|
---|
Рейтинг 901 | Владимир Кухаренко сказал:
не понятно, кому нужны рафинированные знания данной темы?
Опа! :)
Владимир Николаевич, а кому нужны нерафинированные знания? Какую им альтернативу предлагаете?
Вот ваш открытый курс, это какие знания, ра-, не-, недорафинированные?
По мне, так именно потенциальным разработчикам подобного курса (то есть самым продвинутым субъектам) нужны именно рафинированные, а не популярные, попсовые и псевдознания, а также не профанные, не популярные и не околознания, активно реализуемые на рынке. А по-вашему?
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
В общем, не будет курса. В файле один рецепт, и тот на рецепт не похожий.
Все, как всегда: поговорили, медведя с неубитой шкурой поделили и разошлись.
Видимо, все-таки не нужен такой курс. Или провальной была сама идея делать
что-то просто так, не за деньги, а за интерес и для общей пользы. А жаль...
ИМХО, если курса и не будет, то потому что, увы, не удалось договориться "работать в стиле «сначала проблема, потом все остальное» (С, Михаил Протасов).
Надергать красивых рецептов (деревьев) за которыми не видно сути (леса) — штука нехитрая. Более того, некоторые из коллег в свое время это вполне успешно делали. К счастью, на нашем рынке, ИМХО, люди приходят к пониманию, что «надёргивание советов» и «сначала в драку ввязаться, потом видно будет, куда тикать» — не всегда самый продуктивный путь.
ЗЫ. И вовсе не факт, что курса не будет, Лена. От себя скажу, что «сбор полезных рецептов» для еL — не совсем тот же жанр, что кулинарная книга (Вот оно мне не сильно интересно). Возможно, не все участники данного форума остыли к проблеме
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Вячеслав Лебсак:
Так давайте попробуем малое — соберём полезные рецепты,
т.е. «ввяжемся в бой» и уже тем станем похожими на Великих. Валерий Гальетов:
Весьма простое и потому реализуемое предложение!!! с нуля!
И — главное- сразу получается ПОЛЬЗА для конечного потребителя!! Олег Лавров:
Контент прежде всего. Сборник структурированных советов, пособие или «методичка».
Которая, при ее готовности с помощью «педдизайна» может превратиться в курс.
Если да, то попервоначалу необходимо «оглавление», структура,
затем наполнение коллективное. Я, правда, начала не с оглавления, как Олег предложил. Но мне в данном случае
идея Валерия больше нравится: начать с рецептов, а потом их структурировать.
А ты думаешь, надо еще подождать?
Повторюсь:
А не подождать ли нам мнения инициатора дискуссии, Михаила Протасова? Тем более, что уже ни один из нас предложил ему модерацию. Что ты об этом думаешь, Лена
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Коллеги, предлагаю начать действовать по принципу мозгового штурма.
1. Вот [a
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Av9UmCtAlhwmdGFTd2Z6cVVVRXI4d2FwZFp
S1BuVGc&hl=ru#gid=0 тут ]Google-документ.
2. Добавляем короткие (!) четкие (!) рекомендации.
3. Если рекомендации берутся из какого-то конкретного источника — указываем
источник или ссылку на него.
4. Если рекомендации из личного опыта — указываем «Из личного опыта»
5. Если есть дополнения (например, если хотите порекомендовать использовать
рецепт при изучении технических дисциплин, или при работе с большими массивами
информации и т.п.) — пишем их в Дополнения.
Даже если каждый из тех, кто в этом обсуждении принял участие, впишет туда 2-3
рекомендации, будет уже польза.
А не подождать ли нам мнения инициатора дискуссии, Михаила Протасова? Тем более, что уже ни один из нас предложил ему модерацию. Что ты об этом думаешь, Лена?
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
Вот и я о том же трижды говорил.
...
Контент прежде всего. Сборник струтурированных советов, пособие или «методичка».
Которая, при ее готовности с помощью «педдизайна» может превратиться в курс.
Если да, то попервоначалу необходимо «оглавление», структура, затем наполнение
коллективное. Делается это либо ГуглоДоком либо в вики среде.
...
Итак:
Что («пособие»),
Кто (команда и один модератор (Протасов) и затем
Как (в какой среде)
...
Нам консенсуса
и хорощих выходных!
Присоединяюсь к мнению Олега и Михаила.
Михаил, возьмёте на себя модерацию? Я за, Олег тоже, судя по всему. Кто против?
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Володя, это ты сейчас от всей группы НЭО (включая меня?) вопросы мне эти
задаешь? Нелепо немного выглядит, тебе так не кажется? Лена, возможно и нелепо, да сути дела не меняет.
Но я отвечу.
1. Послушаем, конечно. Хотя изначально явно подчеркивалось: проект коммерческим
быть не должен. Да, было такое подчеркивание. Однако у меня есть сомнения, что его плодами кто-нибудь коммерчески не воспользуется. Более того, и некоммерческий проект может спонсироваться.
2. «Жизнь положить» — это очень пафосно. Сколько участников группы НЭО (включая
меня?) готовы жизнь положить на этот проект, и на каких условиях? Вот и я спрашиваю, на каких условиях? Реализовать такой проект, если не жизнь, то изрядный кусок ее положить.
3. Каким разделом я готова заниматься, не отвечу. Не вижу пока никаких разделов. Вот это уже по существу. Это тоже от имени участника группы НЭО?
4. Откровенно говоря, готова была активно заниматься несколько иным проектом. Вот это опять по существу. А каким? Тоже некоммерческим? Предлагай, пжл.
Но пока нарисовывается нечто вполне традиционное: не то сборник рецептов, не то
фундаментальный учебник по методикам (само)обучения. Мне скучно, но если смогу
быть полезна — готова. А предложи что-нибудь повеселее традиционного? Столь же некоммерческое и непиарное.
5. Считать чьи-то ресурсы, время, силы — это все равно, что считать чужие
деньги. Не обладаю безграничными запасами всего перечисленного, но тем, что
имею, делилась, делюсь и делиться буду. Лена, а вот это очень хорошо. Твой вклад я не отрицаю и не отнимаю, всячески приветсвую
6. Мне этот продукт нужен для слушателей в моем центре, для моих детей, для
детей моих друзей и близких. Вот так каждый донесет до ближнего окружения -
глядишь, и выйдет из идеи что-то стоящее. А группе НЭО (включая меня?) этот
продукт зачем? Вот, тебе нужен некоммерческий продукт для слушателей своего центра? Очень некоммерческой организации, видимо. (Про детей, коллег, друзей пока опустим). Кто еще воспользуется плодами труда участников проекта столь же бескорыстно.
7. Что я готова выложить в GoogleDocs? Не знаю :) Для начала хотелось бы просто
перейти, наконец, в практическую плоскость — перестать рассуждать о высоких
материях и начать что-то делать. Что делать? Кто должен перестать рассуждать, чтобы начать делать?
>Пока мне вообще непонятно, о каком продукте
речь. Таким образом, на данном этапе отвожу себе роль того самого драйвера, без
которого, как мне кажется, тема пробуксовывает. А что ты предлагаешь, чтобы тема не пробуксовывала? Выступить драйвером не знаю чего? Я, к примеру, его коммерциализацию против пробуксовки предлагаю. Например, заинтересует продукт какой-нибудь учебный центр или корпорат. университет, а мы им и поможем
8. По продвижению продукта у меня ресурсов вполне достаточно, и все они, как
всегда, во всеобщем распоряжении. Лена, так возьми на себя не только продвижение, а менеджмент этого проекта в целом, если содержательно в него не знаешь что вложить. Пока же проект продвигают несколько, включая и тебя, участников на твоем ресурсе. Только этого мало... судя по всему :(
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
А переписка затихла, т.к. все ждут команды «начальника».
Не знаю, как все, а я жду.
При этом скептически отношусь к многовекторному и широкому кругу авторов, и очень настороженно — к эклектизму.
|
---|
Рейтинг 901 | Владимир Кухаренко сказал:
Есть результат.
О правильном и креативном мышлении уже написано. См. Декарта, Пуанкаре,
Адамара, Пойа, Альтшулера
Владимир Николаевич, коротковат список у Вас :)
Опросите 1000 преподавателей математики. По 2-м параметрам:
1. Кто такой Пойа? 2. Как вы применяете методику Пойа?
При этом, когда вы им тезисно расскажете/напомните про Пойа, 2/3 если не 9/10 «училок» скажет:
«А-а-а, так я это то же самое делаю, я тоже по Пойа (Скиннеру, Махмутову, Сименсу, Блуму, Давыдову, Гальперину и пр.) работаю».
К чему я это? Да к тому, что читать-понимать-применять и т.д. Декарта и Альтшулера и пр. много умственных усилий требуется. А на умственные усилия педагогов-дураков мало :(
Нам надо про все это написать простенько, на примерах, методом подражания, на пальцах правильненько, креативненько и позитивненько мыслить обучить :) А вы тут до неприличия пуанкарами ругаетесь.
Следуйте, пожалуйста, принципам доступности и посильности, коллега!
|
---|
Рейтинг 901 | Что-то наша дискуссия притихла :(
Или мы «исписались»?
Кстати, позволю себе выразить сомнение в целесообразности написания подобного курса, по крайней мере, для корпоративного сектора. Возможно, лучше сами курсы создавать таким образом, чтобы в них имплицитно была зашита возможность правильного учения.
А вот в вузах или для корпоративных экспертов, аналитиков, носителей штабных ролей, возможно, подобный курс (книга) мог бы оказаться полезен. Не исключаю, что такой курс должен называться «Как правильно и креативно мыслить»
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Предлагаю написать в комментариях к этому сообщению номера определений, которые
вам нравятся, и/или предложить свои.
Вполне можно остановиться, ИМХО, на номерах:
1.7
2.3
3.3
Дело осталось за «малым»: будем ли мы эти процессы рассматривать автономно, или признаем (согласимся), что в ходе как формального, так и неформального обучения соприсутствуют все 3 процесса в тех или иных пропорциях в диапазоне от 0 до 1.
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
...
Думаю, что самообучение есть нечто связанное с самостоятельной работой над
«увеличением», «усилением» собственных знаний и умений. Еще раз — самообучение
есть часть самообразования. Самообразование есть часть саморазвития.
Саморазвитие (самообразование (самообучение))
...
Олег,
принимаю предложенную Вами иерархию базовых понятий.
Теперь осталось
а) определиться с каждым из них
б) выяснить у Михаила, согласен ли он продолжать движение с этого пункта.
Если я верно помню, Михаил поперву предпочитал ориентацию на скорее технические приемы
( вариант А), о чем сказал здесь.
По правде говоря, вариант А представляется не таким уж продуктивным, если не решить Вариант В. Тогда по варианту А можно предложить массу инвариантов его реализации.
Я за, так сказать, дедуктивный подход.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Владимир, а Вы готовы в качестве «рабочего» определения использовать
предложенные Олегом? Или сначала предложите модификации?
Какой оптимальный алгоритм выбора рабочих определений?
Михаил,
и да и нет.
А. я готов рассматривать «самообразование» как часть «саморазвития», хотя и существует точка зрения прямо противоположная (в качестве моего компромисса).
Б. определения (надеюсь, Олег, не обидится. сформулированы, ИМХО, сходу, в процессе творческой импровизации). К вопросу об алгоритме: сперва нужно изучить. что думают касательно этих и прочих упомянутых терминах в научной среде, а затем уже либо сделать выбор, либо адаптировать их под поставленную вами проблему.
В. Самое главное. Учить учиться можно на основе концептов от саморазвития, самообразования, формирования определенного типа мышления ... до правил работы с контентом (текстом, (инфо)графикой, самооконтролем деятельности и т.п), вплоть до того, что вы предлагали здесь — ссылка :
Большую ценность в краткосрочном периоде в случае использования курса «Как правильно учиться» в рамках формальной системы обучения представляет задача А. Она позволит оптимизировать учебный процесс и быстрее достичь требуемых результатов.
В долгосрочной перспективе задача В также крайне важна. Тем не менее, достижение задачи А поможет и при работе над задачей В.
Задача А выглядит более простой, так как в ней, вероятно, будут более простые, четкие, однозначно трактумые цели.
Исходя из вышесказанного, имеет смысл начать с задачи А, а дальше уже переходить к задаче В.
Так задачу А. можно решать и без задачи Б. И тогда не нужно заморачиваться на методологию мышления того, кто учиться. Последнее мне не очень интересно, так как набрать инфы под задачу А — дело техники. Правда, структурировать эту инфу куда сложнее.
Итак, впору строить аксиоматику, прежде определившись, на А или на Б мы работаем. А если на А то в рамках какого Б? Если Б нам вообще нужно, разумеется.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
А учебник этот «Как учиться» был о чем? О том, как учиться на курсе? На
программе? В данном университете? В принципе?
Про OU врать не буду. Давно читал.
Про Хаген: это методические рекомендации студентам, как работать с учебными материалами (Lernbrife), как правило, конкретными. Понятно, что все они (равно как и в ОU), всякая конкретика базируются на хорошо выношенных концепциях (принципах) удаленного обучения, принятых в университетах.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Ужас!!! :))))
Я не жажду эталона! Я знаю, что его нет! Но вы про него упомянули, и я жажду,
чтобы вы мне его показали!! :)))
И я не включаю в самообучение понятие самообразования. Я считаю, что
самообразование = самообучение + самовоспитание + самовыражение.
Лена, твоё «я считаю» и следующее за ним «самообразование = ...», это мнение или суждение? Представление или факт? Теоретический концепт или мода? Спонтанная игра слов или выношенное годами размышлений и чтений умозаключение.
А «эталоны» все-таки есть: мы со товарищи уже указывали: ТРИЗ, к примеру, формальная логика, диалектическая логика, методология научного знания, скептицизм, метапознание. Неуниверсальные, увы, штуки :), да близкие к тому
|
---|
Рейтинг 901 | Валерий Гальетов сказал:
Почти такой комплект в чемоданчике давал Открытый университет Великобритании.
Там даже были: План обучения и учебник «Как учиться» + координаты тьютора, то
есть почти_мастера.
Хагенский открытый университет делает нечто подобное. Тем более, что оба UNI в чемоданчик еще и умн о организованные пособия вкладывают (и/или выкладывают в сети)
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
По всей видимости, и задача А, и задача В важны. Более того, они
взаимопересекаются. Следует определить:
1. Какая из них представляет большую ценность в какой ситуации
2. Какая из них проще
Поперву, ИМХО, Михаил, стоит понять, отношения понятий. По мне, они не пересекаются, а В включает в себя А. Вообще, сначала стоит определиться:
Включенное ли одно из них? Какое?
Пересекаются ли?
Рядоположенные?
Каков их объем?
Какое отношение к А и к В имеет саморазвитие? Или этот термин вообще стоит исключить за избыточностью.
В зависимости от ответов на эти и подобные, возможно, вопросы мы получим различные ответы, то есть различные процессы самообучения и, возможно, саморазвития.
К примеру, мне показалось, что Лена включает в самообучение понятие самообразование, а не наоборот, что, представляется, более рационально. В итоге «жаждет всеобщего эталона», когда его не может быть по определению.
Моя позиция: самообразование шире самообучения и включает в себя последнее. Если же мы будет ограничиваться чисто техническим самообучением, то ни к чему универсальному не придем, ибо частное не способно подменить более общее.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Также не уверен, что Владимир Наумов согласится с такими определениями.
Михаил,
при совместном труде можно либо выбирать оптимальное, либо вырабатывать конвенциональные (даже кооперативные, т.е консенсусные определения). Здесь-то я готов и на компромиссы. Одно дело «теоретическое» определение, другое — рабочее, под задачу.
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
Елена Локтева сказала:
Коллеги, просветите: а есть Мастер самообучения?!
Есть эталонная схема, методика, установка (не знаю, что), на которую можно
равняться, которая всем подойдет?! Лена, есть! Я знаком с таким. Ему это «дано богом». Я пытался его «раскрутить»
на «выдачу секретов». Оказалось, что он об этом не задумывался. Рефлексировать
на эту тему ему не интересно. А придумать конкретные вопросы, на которые можно
ответить да или нет мне пока не удалось. Если кто сможет сформулировать, я ему
задам
Вот она, проблема трансляции педагогического опыта.
Вячеслав. а ваш знакомый устный Мастер, или Мастер еL 1.0, еL 2.0?
P.S. Вчера слушал человека (очного тренера), который заглянул в Беларусь из Кыргызстана. Тренер от бога. Восторг!
|
---|
Рейтинг 901 | Присоединяюсь, Михаил.
Думаю, что важно определиться и с целями А и В
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
Елена Локтева сказала:
Тогда по какому эталону учить будем? Эх, Лена, «учить» могут только гении. Почитал, увидел или услышал их творение -
и уже «получил» толику знания. А мы, грешные, можем только с разной степенью
таланта «помогать учиться», пересказывая их творения. Знания не приобретаются,
а добываются самостоятельно. Приобрести можно только бумажку/документ
1) Присоединяюсь к Вячеславу Александровичу.
2) Предлагаю определиться с тем, что имел в виду Михаил, говоря о самообучении, а именно,
Речь ведется о
А: неких технических приемах (мнемонических, скорого чтения, оптимизации восприятия (объема данных), техник работы с контентом (на любых носителях), закрепления и повторения содержания контента и т.п см. реплику Михаила
В: Добыче знаний самостоятельно, что я трактую как самообразование. Это самое самообразование — совсем другая сущность, чем перечислено в п. А. А коли Михаил употребил и слово «саморазвитие», то без категории самообразование, ИМХО, нам никуда не деться.
Итого: либо мы ограничиваемся локальными приемами самообучения на уровне А (то есть работаем максимум на уровне методик, если сумеем частные приемы хоть сколько-нибудь обобщить), отказавшись от идеи развития для «прояснения» и упрощения проблемы, либо нам придется выходить в более широкий контекст. А тут уже придется от эмпирики и личного профессионального опыта абстрагироваться как минимум до теоретических решений.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Володя, так ты уже 3 решения предложил очерченных Михаилом задач!
Ага, сначала предложил решения (отнюдь не исчерпываемые 3-мя вариантами), а затем, поиски путей этих решений. Я бы начал с работы по понятиям.
Сперва, ИМХО, стоит определиться, что такое самообучение, саморазвитие и, что (вот где засада нас поджидает) и что их отличает от самообразования
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Володя, так ты уже 3 решения предложил очерченных Михаилом задач!
Одно из них цитирую: «берет на себя функцию наставника-мастера по обеспечению
Канона» (это про учебник «Как правильно учиться»).
Не знаю, правда, почему речь уже пошла про учебник. Но у меня вопрос не об
этом, а по предложенному тобой (!) решению вопрос: Канон-то есть, который
наставник-мастер-учебник будет обеспечивать?
Мож, конечно, я вперед забегаю, но все-таки?
Лена,
маленькое уточнение: «для меня» канон — не методика, а методология: «- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
И если уж, как ты выразилась, «Канона нет», то это не означает, что «все дозволено», иначе попытка увести от канона=методологии «в сторону свободы, гибкости и творчества» приведет либо к 1) догматизму, либо к 2) цинизму / нигилизму, либо к 3) продаже ширпотреба и банальностей в упаковке из-под «инноваций» или универсальных «эталонов». п. 3 реализуется чаще всего с префикстом "например"/"пример из практики"
Любые методики и примеры должны понимать, на какой методологии они базируются. Или не понимать. Последнее приведет к генерализации (универсализации) частного обыденного или эмпирического знаний/опыта. Выражаясь публицистически, к торжеству профанного.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Тогда по какому эталону учить будем?
Михаил писал:
« Можно ли развить навыки самообучения и саморазвития с помощью курса, вроде «Как правильно учиться»?
Если да, то каковы должны быть цели этого курса?
Что должно измениться в деятельности человека после изучения этого курса?
Кому будет полезен этот курс (обучающемуся, обществу, университету, организации-работодателю)? В чем будет выражена эта польза?
При каких условиях и в какой среде этот курс может быть эффективен?»
Сначала стоит определиться с решением проблем, зафиксированных Михаилом, проверить их на корректность, определиться с терминами, уточнить приемлемые, отбросить не то и добавить то, если понадобится, создать систему понятий и их взаимосвязей, определиться с целью самообучения/саморазвития, с «объемом» желаемого результата, а затем уже искать "типа «эталон».
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Я где-то написала, что меня не устраивают какие-то подходы?!
Ну ок, давай, как в старом добром мультике, я буду Например.
И вот я читаю твой внушительный список, и как будто все слова для меня новые
(мамочка! ЖФЕН какой-то, ТРИЗ... SOS!). И начинаю тихо сходить с ума, потому
что вон их сколько! А какую же мне выбрать? Какая мне подойдет? Приверженцем
какой стать? Или нужно всеми владеть?
Я попросила привести пример универсальной, подходящей всем методики
самообучения. Хоть одна из названных тобой является таковой?
Лена, а если они тебя устраивают, то вывод напрашивается сам — нет.
Более того, универсальных методик не может быть по определению, природа у них, у методик, такая.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Протасов сказал:
Хоть не мне адресовано, но, предполагаю, что ответ — «учился и развивался»?
Другое дело, что учиться и развиваться можно очень по разному. Видимо,
некоторые способы более эффективны, чем другие.
Михаил, а если учится, развиваться и становится образованным — это разные процессы.
Подчиняющиеся разным закономерностям, имеющие разное содержание?
Не нужно ли писать две книги или книгу из 2-х автономных глав: «Как правильно учиться» и «Как правильно развиваться»?
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Володя, ключевые слова в твоем комментарии — «для меня».
Для тебя — есть эталон. Подойдет то, что эталон для тебя, мне?!
Лена,
«для меня», это мои ключевые слова, но не я создал то, что перечислял и пытаюсь без искажений, насколько умею, использовать. Эти эталоны — внешние по отношению ко мне, а уж сам, как умею, простраиваю с ними свое отношение. И не только я. Валерий — приверженец ТРИЗ, г-н Морозов — сразу нескольких подходов, из коих я упомянул лишь один, Андрей Мирошниченко — СМД и не только его и т.д. Если тебя по каким-то причинам не устраивает то, что сделали иные исследователи или практики (и отнюдь не последние люди, до коих мне, очевидно, еще расти и расти), если они не для тебя, то я не смогу ничем помочь. Лучше напрямую обратиться к их трудам и определиться, твои они Мастера или не твои.
|
---|
Рейтинг 901 | Елена Локтева сказала:
Коллеги, просветите: а есть Мастер самообучения?!
Есть эталонная схема, методика, установка (не знаю, что), на которую можно
равняться, которая всем подойдет?!
Лена, для кого-то есть. Для меня их — Мастеров — несколько. То есть несколько схем, моделей. В любом случае, за Мастером в нашем деле стоит методология, а их то в истории несколько. Более того, для меня Мастер = методология. Методология здесь неперсонифицирована. Просто повелся на метафоры Валерия и Юрия :).
Методология мышления (научного, или религиозного, или традиционного обучения, или ЖФЕН, или конструктивизма, или философии диалога, или ТРИЗа. наконец, с СМД — выбирай — не хочу :)
|
---|
Рейтинг 901 | Валерий,
здесь я вижу 3 решения (в eL контектсе, разумеется) задачи, означенной Михаилом:
учебник «Как правильно учиться»
А: берет на себя функцию наставника-мастера по обеспечению Канона
Б: учебник обеспечивает такой диалог с учеником, что в этом диалоге тот становится если не мастером, то профессионалом самоучения
В: к е-учебнику «прилагается» Мастер с помощью сетевых социальных коммуникаций.
Наконец, комбинация этих 3-х решений может дать комплексный подход к решению проблемы «Как правильно учиться» на нашей на дидактической стороне
|
---|
Рейтинг 901 | P.S. Скачать книгу можно здесь.
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил,
спасибо, что завели тему.
Увы, не имею времени пространно писать, сообщу лишь, что на многие из обрисованных и вами и Олегом проблем, отлично отвечает блестящая книжка Э.Ильенкова «Учитесь мыслить смолоду»
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
Добавлю только о виде управления — «целевое управление».
. . . . . Позволю и себе добавить к вашему, Олег, добавлению: если мы найдем механизмы, с высокой степенью вероятности обеспечивающие целевое управление, то мы получим (см. тему форума, заданную Михаилом) незаменимый инструмент, а не просто модный тренд. Вот в этом направлении хорошо бы практически поработать и (для Елены Локтевой ремарка) бесплатно готов (скорее хочу, чем готов) :(
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
Нормальные, думающие педагогические люди уже не реомендуют или даже запрещают
использование Wiki/Blogs.
....
Ничего не утверждаю. Никого не хочу обидеть. Если, то заранее — «Извините»!
Олег, здравствуйте.
Позволю себе иную — инверсную — точку зрения:
Как раз слабые, НЕ-нормальные еЛ педагоги «уже не рекомендуют» (не потому ли, что «слабо»?) «или даже запрещают использование Wiki/Blogs»
Ничего не утверждаю. Никого не хочу обидеть. Если..., то и меня заранее — «Извините»!
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил и Олег!
Спасибо, что затронули эту тему.
Действительно, социальное обучение и тем более порождение контента самими пользователями — явление не массовое. Пока практика убеждает в том, что СО — это скорее неформальное обучение, чем формальное и зарегламентированное.
Более того, в изложении Михаила СО:
«Когда речь заходит о социальном обучении, необходимо помнить не столько о технологиях и инструментах, сколько о системе взаимодействия и обмена информацией между людьми. О возможности в минуту возникновения проблемы поднять вопрос, где бы ты ни находился, и получить на него ответ от специалистов внутри фирмы, которым доводилось сталкиваться с этим в прошлом. Это могут быть как коллеги по отделу, так и участники абсолютно сторонних проектов, с которыми ты даже не обязательно сталкивался когда-либо. Социальное обучение — это демократичность в рабочей среде. Когда применяется такая парадигма, работник может задать вопрос коллеге в коридоре вне зависимости от статуса обоих и быть уверенным, что не нарвется на грубость, а получит ответ по существу. Социальное обучение — это полная автономность и независимость участников от какой-либо структурированной учебной программы. Это обращение к социуму в момент появления соответствующей потребности.»
напоминает во многом не только неформальное обучение, но и систему управления знаниями, элементы которой внедрял в свое время Билл Гейтс.
Понятно, что управлять такой системой весьма непросто. Возможно, здесь потребуются совершенно иные способы руководства учебным процессом. А также совершенно иная организация взаимодействия аудитории с «официальным» знанием. Подобную попытку мы начали описывать здесь. Сходные курсы, когда СО организуется в вузе или в ситстме повышения квалификации вокруг «официальных» курсов, проводят, насколько мне известно, Владимир Кухаренко с коллегами. Сущность подобных курсов — в организации СО на базе некоторой совокупности тех или иных формальных знаний (путем проектирования, критического отношения, развития, применения в личных контекстах аудитории) .
Не берусь пока что-либо обобщать и позволю себе гипотезу:
Целенаправленное и массовое СО должно быть управляемым, путь самоуправляемым, да управляемым. Само СО организуется вокруг некоторого содержания, которые используется на просто для запоминания и воспроизведения, а адаптируется учащимися под свои повседневные задачи в виде прогамм деятельности и даже самой деяятельности
|
---|
Рейтинг 901 | >> Идеальная ЛМС может мыслиться не как нечто статичное, а как цепь последовательных Версий, реализуемых Афторами...
До сих я наивно полагал, что идеальная модель ЛМС — это модель без преподавателя и без учащегося: тока для Аффторов с Аффторами и имени Аффторов.
Валерий, Ваша модель пошла дальше:
>> Идеальная Система = (Сумма полезных функций)/ (Сумма затрат на их выполнение) =
= Сумма Недеяния X Сумму затрат на его (недеяния) выполнение.
|
---|
Рейтинг 901 | Олег,
а если упростить задачу, сузив круг «идеалов»:
- модель учащегося (включая модель его деятельности ав результате обучения),
- модель учебного процесса по производству модели учащегося.
Все прочие модели приложатся по умолчанию, да и не требуется от них интимной близости к идеалу, поскольку они всего лишь и попросту инструменты, средства или процессы поименованных выше 2-х штук моделей.
А то, боюсь наберется столько моделей, что возникнет прямая угроза «объятьия необъятного». Что, ИМХО, традиционные педагоги с раннего средневековья безуспешно тужаться сделать. Не стоит ли быть поскромнее :). Как Пифагор, к примеру, или Сократ, Платон и Диоген
|
---|
Рейтинг 901 | Идеальных ЛМС не бывает по определению.
Идеальным может быть только ПАМЯТНИК почившей в бозе неидеальной ЛМС :)
|
---|
Рейтинг 901 | Oleg Lavrov сказал:
. . . .
Контроль есть одна из частей Управления. Посему, для ответа на концептуальный
вопрос о самоконтроле необходимо рассмотрение всех стадий Управления научением!
Удачи в этом!
С вами.
Здравствуйте, Олег!
Спасибо, что акцентировали тему в столь масштабном контексте. Однако за один вебинар ее не «поднять». Посему задача вебинара — потянуть за ключевое звено. А оно здесь как раз внутри учащегося и даже не совсем реакция на внешний стимул.
Если я что-то делаю, а должен знать, насколько я успешен, туда ли иду, оптимальным ли путем? Речь пойдет о балансе внутреннего и внешнего контроля в учении в контексте их дополнительности, конкретнее — о нескольких методических приемах, обеспечивающих их баланс в условиях eL 1.0, eL 1.3 и немного eL 2.0
|
---|
Рейтинг 901 | Leonid Grebnev сказал:
Суббота вечер — это жестоко. Как можно оторваться от семьи в это время и
заниматься самоконтролем?
Хороший вопрос, Леонид!
Я в какую пору заниматься самоконтролем Вы порекомендуете?
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Морозов сказал:
Спасибо за комментарии.
Должен отметить, что целью статьи не было освещение всех вопросов collaborative
learning.
Это тема очень обширная.
Михаил,
ничуть не сомневаюсь, что ваша с коллегами статья — это лишь верхушка верхушки айсберга и отлично понимаю, что ваша компетентность в рамки данной статьи, вполне прагматичной и в общем-то частной, ну никак целиком уложиться не может.
Давайте подумаем над формой продления (и развития) обсуждения. Более того, вношу предложение:
началом продолжения темы могла бы стать Ваша заметка / статья / тема форума, пусть и небольшая, на вопросу о контентном и бесконтентном СL. Посетители портала (включая и меня, разумеется) благодаря ей сориентируются в вашем понимании темы. Со своей стороны обязуюсь активно участвовать в обсуждении.
С уважением
|
---|
Рейтинг 901 | В развитие темы статьи размещаю ссылку на материал « Руководство по созданию курсов P2PU», подготовленный Юлией и Иваном Травкиными.
Правда, он еще более «радикален», поскольку представляет собой куда более вольный подход к социално-сетевому учебному взаимодействию — коннективизма, — нежели в обсуждаемой здесь статье.
|
---|
Рейтинг 901 | Вячеслав Лебсак сказал:
Владимир, спасибо за профессиональный анализ прошедшей дискуссии.! Во многом с
Вами согласен и поддерживаю.
Вячеслав Александрович, спасибо за поддержку!
Добавлю еще несколько нюансов к своему видению статьи:
1. Во многом ее авторы, без поправки на целевую аудиторию, переносят западный вузовский конструктивизм в нашу куда более молодую целевую аудиторию. Что-то заставляет думать. что прямой перенос здесь не совсем работает.
2. Как отмечали иные коллеги, многие высказывания и цитаты (западные) декларативны, и уже потому, как минимум спорны. Увы не ясны (или не прописаны?) механизмы (когнитивные, деятельностные, программные), обеспечивающие приращения ЗУНов в групповом взаимодействии. А вот японский материал — приятное исключение из этого
3. Б ольший уклон в инструменты сетевого взаимодействия, нежели в педагогические процессы, между первым и вторым явно не прослеживаются, не объяснены и доказательно не установлены причинно-следственные связи, прочие корреляции.
Тем не менее, считаю статью очень глубокой, полезной, нужной. Уверен, что она, сама будучи плодом творческой заинтересованности, способна подтолкнуть всех нас к дальнейшим размышлениям и практическим изысканиям.
|
---|
Рейтинг 901 | Коллеги,
Спасибо всем за замечательную дискуссию.
Не знаю, хорошо это или плохо, что в ней появились совершенно новые, пусть и важные тематизмы: о необходимости новых обсуждений, меркантильной и немеркантильной составляющих еЛ и даже нашей собственной деятельности.
Не хотелось бы, чтобы эти ценные темы затмили само содержание интересной статьи г-на Морозова и его коллег.
На мой взгляд, критика статьи со стороны Юрия и, отчасти, Олега вызвана тем, что господа Лавров и Жарков ориентированы на несколько иное понимание целей сетевого взаимодействия, нежели авторы статьи.
Уважаемые авторы, как представляется, понимают сетевое взаимодействие учащихся как инструмент восполнения некоторого дефицита знаний. То есть (по определению) ученики чего-то не знают по сравнению с нормой (основами научных сведений), и дефицит знаний и умений должно восполнить до определенного уровня обученности (вполне стандартного).
Вполне уважаемый подход. И вполне традиционный. К нему в полной мере относится и ID (пед.дизайн). Более того, это скорее педагогический, а не адрагогический подход. Подчеркну еще раз: уважаемый, заслуживающий принятия и работы в нем традиционный подход, имеющий целью поднять уровень обученности аудитории до определенного уровня. В статье он не только грамотно изложен, но и подкреплен удачными и оригинальными примерами (по сути, демонстрацией приемов обучения).
Дорого ли это или дешево? Для стабильных учебных курсов, содержания образования подобная дороговизна и трудоемкость реализации вполне оправдана: такие продукты (особенно модельно да и эстетично выполненные) могут работать даже десятилетиями, если реформаторы образования окончательно не впадут в маразм, разумеется.
Однако есть и иное понимание сетевого обучения: там проектная, групповая, а также по созданию контента деятельность (а она уже по определению пусть частино, но индивидуальна, Олег) направлена не столько на переизобретение уже выработанного знания/способов деятельности, а на изобретение нового или адаптации уже известного к актуальным для пользователя ситуациям, решениям реальных текущих проблем. Тех проблем, которые простым выполнением постулатов и инструкций «не берутся».
То есть здесь содержанием образования является не сумма ЗУНов, предписанных образовательными стандартами извне, не генерация контента аудиторией с целью прихода к заведомо подготовленному результату, а использование имеющихся опыта и знаний учащихся (бездефицитных по определению) для решения своих вопросов и проблем. В первом случае процесс взаимодействия и творчества запускается для переоткрывания объективно «старого», но субъективно нового для учащихся. И это есть хорошо в массовом обучении будущих специалистов (членов социума).
Во втором случае речь идет о самобучении, реальном (само)развитии действующих специалистов / граждан, о порождении объективно нового, пусть и в рамках ограниченных контекстов их повседневной деятельности.
А это уже иной, ИМХО, коллаборационизм, иной конструктивизм, иное социально-сетевое обучение. Здесь и до коннективизма рукой подать. Это уже андрагогика скорее, чем педагогика. В любом случае, это уже не традиционное, то есть базирующееся на восполнении дефицита ЗУНов, обучение.
Целесообразно, мне кажется, развести сетевое взаимодействие в рамках традиционного обучения от сетевого обучения в рамках функционирования самообучающихся групп и коллективов.
|
---|
Рейтинг 901 | Юрий Жарков сказал:
КАЖДОГО, а не на основе отрежиссированного ездинья по рельсам от одной стрелки
к другой.
Нужны электромобили, а паровозы (хотя тоже ездят) но уже стоят в музеях.
Даешь неотрежессированное броуновское движение электромобилей!
Юрий, а сообразно каким свободам (или кем-то «отрежсесированным» правилам вашего мышления) вы утверждаете «Совместная работа происходит на основе ЛИЧНОГО свободного участия КАЖДОГО».
Каковы степени свободы этой/в этой фразы/фразе?
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Морозов сказал:
У меня к вам три вопроса:
1) Вы преподаете?
Если да, то
2) В что-то знаете про совместное обучение?
Если да, то
3) Вы использовали его на практике?
Если у нас получилось три «да», то нужен пример свободной совместной
деятельности. Если где-то «нет», то ваши мысленные предположения просто
противоречат опыту и науке.
Такое случается.
Михаил, случается и хуже: вам отвечают трижды «да», субъективно и искренне будучи убежденными, что так оно и есть. А на деле, объективно сами не разумеют, что говорят.
Неужто вы, рассказывая про социальное, коллабоартивное и т.п. обучение ни разу не слышали из аудитории типа: «Э-э-э, да оказывается я тоже социо-коллабоативно преподаю, тока не осознавал/а (не знала) про это (про такие слова). И что вы мне новенького сказали, а?»
|
---|
Рейтинг 901 | Михаил Морозов сказал:
Юрий Жарков сказал:
Знание ВСЕГДА фомализовано в буквы, Какое серьезное заблуждение!
Вы наверное про tacit knowledge не слышали?
Михаил,
предполагаю, что в условиях описанной вами (в статье) деятельности вы каким-то образом работаете с неформальным, неявным знанием. Так ли это? Не исключаю. что работа идет также и с так называемыми скрытыми и фоновыми знаниями? Учитываете ли вы их в своих продуктах и учебном процессе? Работает ли с ними каким-либо рациональным образом?
|
---|
Рейтинг 901 | Юрий, Роберт А.Уилсон как-то сказал, что буквы есть аналог того, чем дикие приматы метят свою территорию (в отличие от одомашненных приматов). То есть аналог испражнений. А Вы «буквы-буквы» :)
Юрий Жарков сказал:
Михаил Морозов сказал:
А думаю, что книга тем хороша, что там нет лозунгов.
С лозунгами не продашь, поэтому и не печатают. Книга — есть буквы. |
---|
|
Всего 222 цитаты на портале; 139 цитат отмечены метками; 15 показаны: Владимир Кухаренко
Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм. перейти к статье | Владимир Анненков 31.08.2008, 08:35Консервативное или инновационное — это крайности. Образование должно идти в ногу со временем, сочетая традиции и инновации. перейти к комментарию | Юрий Жарков
Каждый дистанционный курс предполагает контрольное тестирование. перейти к статье | Юрий Жарков
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смысл — в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения. перейти к статье | Вячеслав Лебсак 12.08.2011, 09:34Поэтому главная задача «человека разумного» сделать «человеком моральным». перейти к комментарию | Вячеслав Лебсак
Частные инициативы по существу зажаты в государственных вузах из привычки чиновников проектировать удобную для управления мёртвую среду. перейти к статье | Олег Лавров 12.08.2010, 11:26В Вузе обучение строится на передачу и закрепление базовых знаний и компетенций, что накладывает отпечаток на выбор педстредств е-обучения — лекции, тесты, задания. лабработа, практика. перейти к комментарию | Александр Андреев
Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. перейти к статье | Вячеслав Лебсак
Не существует единственного метода, который смог бы гарантировать Вам успех в учёбе. перейти к статье | Олег Лавров 17.08.2010, 08:52мы должны рекомендовать кому-то «формализовать обратную связь и финансовые, и юридические условия» функционирования этой обратной связи. Иначе говоря — нужен Контракт «Бизнес-ВУЗы» на уровне государственной системы перейти к комментарию | Александр Андреев
преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни. перейти к статье | Елена Локтева 10.11.2010, 10:46Олег Лавров: «Студент хуже чем мы о нем думаем...» перейти к теме форума | Ted Bongiovanni, Roseanna DeMaria
Если жажда знаний сильна, занятия наполнены эмоциями перейти к статье | Елена Ястребцева
знания находятся не «внутри», а в человеческих сообществах и компьютерных сетях перейти к статье | Владимир Наумов 17.08.2011, 00:25более 12 человек на вебинарах (включая ведущего) — это нарушение санитарных норм перейти к комментарию |
|