Прошло 3 недели после Зимней школы e-learning в Силичах. Ни для кого не секрет, что значат для меня наши Школы. Однако эта первая в истории проекта e-learning.by Зимняя школа была для меня своеобразным способом оглянуться на прошлый год, и подвести какие-то итоги. Отчасти поэтому в рамках Школы проводились конкурсы: на лучшую статью, на лучший вебинар и на лучший проект 2010 года. Но больше всего я ждала именно мастер-классов, поскольку мне удалось заполучить тех тренеров, которых я давно хотела заполучить. С самого начала я была уверена, что они меня не подведут, и что наведут в моих мозгах одновременно и порядок, и шороху. И, разумеется, они меня не подвели! Однако, обо всем по порядку.
День 1-й
День приезда участников всегда немного сумбурный. Встреча, заселение, освоение территории. Знакомство
— вообще отдельный разговор: с кем-то уже несколько лет знаком и живешь в одном городе, с кем-то
— тоже несколько лет знаком, но видел только по фото, с кем-то вообще первый раз встретился. Очное знакомство у дистанционщиков
— это всегда что-то с чем-то.Но вот оргвопросы улажены
— всех встретили, всех довезли, всех покормили, познакомили. И начинается самое интересное
— первый доклад и первый мастер-класс.
Открыть Школу мы пригласили Джона Дауни
— представителя компании SkillSoft. Доклад его был о современных тенденциях в разработке е-курсов. Кому, как ни представителям этой компании, знать все и даже больше по этому вопросу, имея библиотеку в более чем 6000 е-курсов и огромный опыт работы на самых разных рынках в самых разных странах. Я пожалела, что предшествующие старту технические и организационные вопросы «съели» часть времени у мероприятий Школы
— очевидно было, что Джон может бесконечно долго и очень компетентно обсуждать эту тему, и при этом есть у него вопросы к аудитории, и что вопросов к нему тоже бесконечно много. Но впереди был еще 4-часовой мастер-класс, и доклад Джона, фактически переросший в круглый стол, пришлось остановить.
Затем пришел черед первого мастер-класса на Школе. Первым быть всегда трудно. Первым провести тренинг
— это значит выйти в аудиторию, которая всю ночь тряслась в поезде, которая еще не разогрета, еще не раскрылась до конца. Поручить такое сложное дело можно было только проверенному боевому товарищу. А потому закономерно, что открывать белорусскую Школу пришлось Владимиру Наумову. По секрету скажу, что идея его мастер-класса «Учите взрослых? Перестаньте преподавать!» родилась еще полгода назад, сразу после Летней школы 2010, и мы уже тогда знали, что он обязательно состоится в рамках Зимней школы 2011.
С самого начала он дал нам установку: «Ничему не удивляйтесь!» Но, как ни странно, сам же и не смог ей следовать! А вот обещание о том, что нам придется много работать и много писать в своих блокнотах, сдержал на все 100%. Когда в ответ на первое же задание «Поставьте точку!» на Владимира посыпался град вопросов
— Куда поставить? Большую? Зачем?, Владимир ответил в своем репертуаре: «Откуда я знаю? Я же вам не преподаю ничего. Поставьте и все!»
Конечно, я озадачивалась вопросом, зачем ему это и что он задумал опять! И в ходе дальнейшего обсуждения услышала ставшую для меня ключевой мысль: «Тот, кто учит, и тот, кто учится, находятся в постоянном состоянии неопределенности. И как мы, которые учат, можем знать, в какой момент и где поставить точку?..» В итоге на первый же слайд его презентации у меня ушла целая страница блокнота, хотя на этой странице… просто стояла точка! Но чтобы поставить эту точку и осознать то, что я сделала, мне понадобилось несколько минут!
Ну а дальше пошло-поехало. Не хватит никакого времени перечислить все яркие моменты этого мастер-класса, но остановлюсь хотя бы на нескольких.
- Формулировали определение продукта обучения — получили и поразительную метафору Александра Журина о том, что это «женщина, способная к воспроизводству» (это был первый раз, когда я засекла удивление ведущего). Примечательно, что изначально эта метафора вызвала оживление и улыбки, но не вызвала согласия участников. Пока Александр не объяснил, что он имел в виду, после чего с ним согласились все.
- Меня лично восхитило кибернетически четкое определение Виталия Брухмана, которое я даже не буду пытаться воспроизвести, чтобы не переврать. Но еще больше меня восхитило, что это определение в ходе дальнейшей работы мастер-класса Виталию Брухману совместно с напарником Виталием Шамой удалось сделать еще более точным! Надеюсь, что это замечательное определение сохранилось, и они им поделятся в комментариях к этой статье или каким-либо другим способом.
- В самый разгар, когда аудитория уже прочувствовала, что такое техника развивающего диалога (ТРД), ведущий получил обвинение от Юрия Жаркова в лукавстве. Юрий был убежден: на самом деле Владимир нам сейчас преподает, и попросту в неявном виде учит нас работать в ТРД. По этому поводу возникла дискуссия, в ходе которой Юрий Духнич самым замечательным образом проиллюстрировал позицию Юрия Жаркова с помощью короткого трюка, который с подачи Татьяны Корниловой получил подпольное название «7 бубен» (здесь бубен — это не музыкальный инструмент, а игральная карта). Трюк заключался в том, что Юра что-то записал на бумажке, которую вручил мне и поручил спрятать до времени Х. Потом он начала задавать каждому участнику вопросы, ответы на которые зависели от ответов других участников. В итоге последний участник назвал то, что оказалось написанным в самом начале эксперимента на спрятанной мною бумажке: 7 бубен! Чуть позже, просматривая запись, я разгадала трюк Духнича, но в тот момент Юра нас просто ошеломил.
В конце мастер-класса участники делились своими ощущениями и открытиями. Если свести их вместе, то получится:
- Каждый из нас в той или иной степени использует ТРД в своей преподавательской практике, но не каждый об этом догадывался раньше
- ТРД позволяет за короткий срок получить от обучаемых совершенно удивительное количество новых идей, мыслей, знаний по теме, а также провести необходимое уточнение и структуризацию этих знаний.
- Самое сложное в ТРД — выдержать позицию невмешательства для преподавателя (даже Владимиру Наумову не всегда это удавалось, потому что процесс генерации и интерпретации новых знаний был интересен и ему, и он оказался в него вовлечен не меньше нашего).
- Вообще не каждый согласен, что позиция невмешательства преподавателя оправдана даже в такой технике.
- ТРД и другие методики обучения можно сравнить с методиками терапевтического лечения: подобно тому, как не будет эффекта лечения, если больной не хочет лечиться, не будет и эффекта от обучения, если обучаемый не хочет обучаться.
Ну и забегая вперед, скажу, что Владимир стал призером нашей Школы, и победил в номинации «Лучший ведущий 2010» за свой вебинар «Вредные советы: как разрабатывать слайдовый курс».
День 2-й
Конечно, все мы с нетерпением ждали мастер-класса Юрия Духнича «В каждом из нас спит педдизайнер. А надо ли его будить?!». После того, как на мастер-классе Владимира Наумова он несколько раз вставил совершенно замечательные «свои 5 копеек», мы были уверены, что нас ждет нечто совершенно замечтальное. А мои предвкушения усиливались на фоне предстоящего отъезда Юрия (ведь он приехал всего на 2 дня!), и я была настроена жадно впитывать все, что будет происходить, пока Юра еще с нами. Мои… Нет… Наши! Да! Наши ожидания оправдались на все 200!
Сначала были кейсы. Реальные примеры, того, как в реальных организациях самыми простыми способами достигнуты реальные результаты. Совершенно разные организации и совершенно разные способы достижения результата. И это неудивительно, ведь мы сравнивали украинскую FMCG компанию и крупнейший университет Турции.
Выводы, которые я в очередной раз сделала для себя после этих кейсов:
- Что эффективно для одной организации, совершенно не будет работать в другой. А в очередной раз задаю себе и другим вопрос: зачем же пытаться все стандартизировать, унифицировать и т.п.?
- Эффективными порою могут показаться решения столь простые, что несмотря на весь свой многолетний опыт с интересными и сложными внедрениями можно попросту обзавидоваться белой завистью.
- Педагогический дизайн бывает разный, и результат его — не обязательно электронный курс с четкой структурой, теоретической и практической частью, контрольными точками и т.п.
Дальше
— больше: Юра достал «из широких штанин»… моток ярко оранжевого мохера! До сих пор не могу себе простить, что поленилась перелезть через наш круглый стол, чтобы принять участие в том действе, которое затем происходило в его центре (оправдывает меня, пожалуй, только плохое самочувствие и поднявшаяся накануне температура). С помощью 6 добровольцев и мотка ниток Юра удивительно наглядно продемонстрировал, как результаты обучения зависят от коммуникаций и связей между участниками учебного процесса. И ведь действительно, многократно на практике приходилось убеждаться: чем больше ты знаешь о том, какие связки существуют, например, в учебной группе, где ты преподаешь, тем легче тебе управлять и направлять процесс обучения, и добиваться реальных результатов. А в корпоративном обучении влияние процессов и связок на результат обучения может оказаться еще более существенным!
Ну а гвоздем мастер-класса стала игра «Коробочки». Мы разделились на группы. Причем, что интересно
— по инициативе участников разбились на новые кучки, хотя уже в первый день мы негласно срослись в мини-группы согласно географическому положению за столом (т.е. кто с кем рядом сидел, с тем и работал). А затем нам было дано задание
— творить упаковку: 2 команды получили задание упаковать инструментарий педдизайнера, и другие 2 команды
— портал e-learning.by. Не могу, к сожалению, рассказать, как работали другие группы, но наша группа отработала просто потрясающе, и каждый дал нашей «коробочке» то, без чего она не стала бы тем, чем стала:
- я расписала процесс педагогического дизайна и придумала парочку продающих фраз;
- благодаря Светлане Павловой появилось емкоеназвание набора педдизайнера — «Курсоватор» (согласитесь, не прибавить, не отнять).
- Наталья Богатая придумала несколько точных названий инструментам;
- Александр Мякота вспомнил молодость, проведенную в художественном училище, и визуализировал все, что мы накреативили.
Ну а результатом мастер-класса стали новые практические идеи и отличное настроение для нас, и звание Мастера Зимней школы
— для Юрия Духнича.
В то же день двое участников Школы
— Светлана Павлова и Александр Прутченков
— представили нам презентации своих проектов. Проект Светланы «Дистанционный репетитор» вызвал такой шквал вопросов, что мне вновь пришлось вспомнить про самую ужасную модераторскую функцию, и остановить Светлану, чтобы передать слово Александру, который, впрочем, нас тоже совершенно не разочаровал! Остается добавить, что при подведении итогов конкурса на лучший проект всего один голос отделил Светлану от приза в номинации «Лучший проект e-learning 2010».
День 3-й.
В этот день нам предстояло заслушать 3 презентации и поучаствовать в мастер-классе Андрея Мирошниченко «Говорим eLearning
— подразумеваем Knowledge Management». День начался с презентации Дмитрия Кречмана, в которой он на примере внедрений, которые провела их компания в различных организациях, очень наглядно продемонстрировал, к каким изменениям в организациях приводило внедрение e-learning.
Затем к нам в Силичи буквально на 1 день приехал наш третий тренер
— Андрей Мирошниченко. На его мастер-классе нам довелось сравнить процесс внедрения e-learning и систем управления знаниями в компаниях. А что бы это сравнение стало возможным, мы поделились на группы, а затем выбрали в группе одного человека, для компании которого проектировали по предложенным Андреем схемам систему eLearning и систему управления знаниями. Затем участники представляли свои проекты.
Одним из заданий, которые нужно было выполнить, было создание схемы проекта. Меня поразило, насколько простые, наглядные и вместе с тем очень разные схемы были представлены группами. А одна из групп даже успела подготовить презентацию своего проекта!
И в очередной раз я обратила внимание на то, что и на этот раз мы на группы поделились не так, как в 1-й и 2-й дни. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что мы были действительно интересны друг другу. И именно этот факт позволил каждому из нас так или иначе пообщаться и поработать со всеми участниками. Чуть позже одна из участниц
— Валентина Дрофа
— делилась своими впечатлениями о посещении конференции, которая проходила через неделю после нашей Школы, и рассказала, что не имеет возможности пообщаться с каждым, кто ей интересен, а к некоторым даже приходится чуть ли не в очередь стоять. Значит, формат Школы действительно наиболее оптимален для профессионального общения коллег.
После мастер-класса Андрея нас ждали еще 2 презентации. Сначала с помощью виртуального класса WebSoft к нам подключился из Харькова Мастер летней школы 2010
— профессор В.Н.Кухаренко. Он представил открытый дистанционный курс, который будет проводить его лаборатория с 28 февраля 2011. А после Владимира Николаевича свой проект по внедрению e-learning в брокерской компании представила Валентина Дрофа. Вопросы, которые обрушились на Валентину, поразили не только количеством, но и глубиной. То ли участники уже так пропитались электронным обучением за 3 дня, то ли представленные Валентиной результаты были настолько впечатляющими
— кто теперь скажет? Однако факт остается фактом: проект, представленный Валентиной, согласно голосованию стал победителем конкурса «Лучший e-learning проект 2010».
День 4-й
Последний день
— это всегда грустно. К началу этого дня с нами уже не было не только Юрия Духнича, но и Дмитрия Кречмана, и Джона Дауни, да и Андрей Мирошниченко уже вернулся в Минск. Но у нас оставалось еще 2 важных дела: мастер-класс Юрия Жаркова и подведение итогов с награждением.
Хочу открыть еще одну тайну: мастер-класса Юрия Жаркова я ждала еще с лета, т.к. Юрий должен был провести его еще на Летней школе 2010. Однако приехать к нам летом Юрий не смог по ряду объективных причин. Тогда меня это очень огорчило. Но в конце 4-го дня Зимней школы я уже была рада, что летом он не состоялся. И вовсе не потому, что мастер-класс был плох, а с точностью наоборот: он был так хорош, что на него катастрофически не хватило бы того часа, который отводился летом, а вот те 4 часа, которые были предоставлены Юрию зимой, были в самый раз! Таким образом, в очередной раз мудрец оказался прав: «Что ни делается, все к лучшему!».
Мне кажется, что успех мастер-класса Юрия
— в контрасте. 4 деловые игры, которыми он нас озадачил и автором которых является, просты до гениальности по своей идее, но далеко не так просты в исполнении. После получения задания тебя посещает мысль: «Всего-то?», но через 5 минут ее сменяет новая «Ну ничего себе…». Если хотите понять, о чем речь, попробуйте поиграть с друзьями в рулетку по е-почте, и для начала добейтесь, чтобы все ваши друзья знали, кто из вас поставил на красное, кто
— на черное. Не забудьте потом поделиться впечатлениями, что из этого вышло!
Кстати, по-моему мнению, Юрий провел все 4 игры исключительно в ТРД. Не вмешивался, только подбадривал иногда. Может быть, именно поэтому мы продемонстрировали отменные результаты, и задействовали все возможные механизмы для достижения результата. Как не вспомнить здесь его же авторства гениальную реплику: «Хороших преподавателей мало, и они быстро кончаются».
Эпилог
Все хорошее когда-нибудь кончается. Закончилась и непридуманная пьеса под названием «Зимняя школа e-learning 2011», авторами которой выступили все ее участники. С одной стороны жаль. С другой стороны
— если бы она длилась вечно, мы не могли бы думать о новой
— Летней школе 2011. Но об этом потом.
О чем еще не сказано? Возможно, последующий поток мыслей покажется кому-то сумбурным, но не судите строго
— просто я очень тоскую по Зимней школе. Видимо, мы, дистанционщики, гораздо острее чувствуем разницу между очным и заочным общением. По Интернету можно понять, что человек «на том конце провода» умен, интеллигентен, образован. Что он профессионал своего дела. Что у вас с ним есть много общего, а в чем-то ты с ним не согласен. И что ты с удовольствием бы пожал ему руку. И ты заранее предвкушаешь радость предстоящего очного общения. Но все равно никогда не будешь готов к тому, что на тебя, ко всему прочему, обрушится масса обаяния, искренности, чувства юмора. Зато теперь паззлы сошлись: теперь ты знаешь, о чем вам можно посмеяться, о чем
— спеть, о чем
— помолчать и помечтать.
Наверное, именно поэтому я в течение всей Зимней школы не могла избавиться от ощущения присутствия на ней (или временного отсутствия) участников нашей Летней школы 2010, которые не смогли до нас добраться в этот раз. А потому несказанно радовалась, когда через виртуальный класс к нам на презентации 2 дня подряд подключался профессор Вячеслав Александрович Лебсак. И очень рада была снова услышать знакомый уверенный голос Владимира Николаевича Кухаренко. И безумно радовалась, что Лучшим автором 2010 стал один из Мастеров Летней школы 2010
— наш дорогой Сан Саныч Андреев (тоже, кстати, профессор). Жаль, чертовски жаль, что не смогла вручить его приз ему лично. Но уверена
— будет еще у меня возможность встретить всех тех, с кем вместе были пережиты обе наши Школы, здесь, на белорусской земле.
Воспользуюсь замечательной метафорой Татьяны Корниловой, и скажу, что, пожалуй, оранжевой махровой нитью через всю Зимнюю школу 2011 проходила идея: все гениальное
— просто. Действительно, нет никакого смысла изобретать велосипед для того, чтобы просто подняться по лестнице. Почаще вспоминайте об этом, когда будете внедрять e-learning.
А пока
— спасибо всем за внимание, и до новой Школы!