Рейтинг 569 | |
---|
Рейтинг 569 | Очень жду! :)
Мой e-mail: elena lokteva (at) gmail com
|
---|
Рейтинг 569 | Валерий Павлович, меня эта платформа не признает. Я просто не могу увидеть ничего дальше Initialization. Может, лучше на проверенном и надежном v-class.ru?
|
---|
Рейтинг 569 | Т.е. ты меня с вопросом «Какую потребность удовлетворил человек, записавшийся на вебинар?» рассматриваешь как заказчика, задавшего прямой вопрос, на который надо отвечать за деньги?
|
---|
Рейтинг 569 | Ну, Володя... Посмотри еще раз на вопрос, который я задала. Самому не тоскливо на такие вопросы за деньги отвечать?
|
---|
Рейтинг 569 | Во-первых, каждый участник дискуссии внес рациональное зерно в дискуссию, и предложил что-то для разрешения ситуации.
Во-вторых, по итогам обсуждения я готовлю материал, который, надеюсь, будет полезен не только тем, кто проводит вебинары на 200 человек.
В-третьих, причем тут апофигей? Посмотрите, какие интересные и заслуженные люди тратят уже несколько дней на обсуждение проблемы! Да и у меня время на подведение итогов не лишнее, но воскресный вечер с удовольствием отжалею. И кто тут апофигист?..
А много шума обычно от тех, кто все критикует, а сам ничего не предлагает — Вам, Валерий Павлович, такое не к лицу :) Вы же знаете, что существуют противоречия, и совершенно конкретные способы их устранения. А приведенный мною кейс — типичная ситуация с противоречием, как раз для ТРИЗовцев. Если у Вас найдутся рекомендации к решению такой ситуации — будет здорово, и я обязательно учту их в материале со ссылкой на автора
|
---|
Рейтинг 569 | Нравится тебе уходить от прямых ответов на прямые вопросы :)
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, может быть обсудим вебинар по скайпу и запланируем?
А я рассылку сделаю участникам — думаю, наберем желающих.
Мой скайп: e.lokteva
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, поддерживаю Олега!
Познакомили бы нас с технологией через вебинар(ы)?
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил,
серию вебинаров не хотите провести на эту тему? Не на 200 человек, гораздо меньше!
Вон Олег провел как-то чудную серию про ADDIE. А Вы бы про ID... А?..
|
---|
Рейтинг 569 | Макс, чесслово, последнее, о чем я думала — это провокативность :)
|
---|
Рейтинг 569 | Елена, целью дискуссии не было написание статьи. Просто мне показалось, что назрела необходимость как-то оформить все значимое в один структурированный текст, чтобы не потерять его среди множества комментариев.
И еще я не помню, чтобы «такие затяжные дискуссии» возникали там, где не о чем говорить. Раз зацепились, значит, тема давно назревала. Поэтому мне не кажется, что мы потратили время напрасно. Иной раз такая дискуссия — это единственный способ высказать свою точку зрения и быть услышанным.
|
---|
Рейтинг 569 | Коллеги, хочу последовать примеру Олега и собрать все контруктивное в небольшую статью в виде списка рекомендаций.
Желающих присоединиться просьба ни в чем себе не отказывать! ;)
Ну и, конечно, все это не означает, что я хочу остановить дискуссию :)
|
---|
Рейтинг 569 | Субъективностью на субъективность, Михаил.
Я считаю, что методы, с помощью которых можно сделать занятие более интересным, зависят не столько от цели, сколько от тех, кто учится.
И еще я считаю, что есть методы, которые на больших группах будут эффективны вне зависимости от цели.
И еще кожей чувствую, что можно придумать сценарии интерактивных онлайн-занятий для больших групп, в которые дальше, как в готовый шаблон, можно подставлять любую тему и любой контент — было бы желание.
И, наконец, мне думается, что халтура — это нежелание искать решение там, где очевидного решения изначально не видно.
Повторюсь — это мое субъективное мнение, ничего личного. :)
|
---|
Рейтинг 569 | Назревает новая тема: «Здравый смысл в корпоративном обучении».
|
---|
Рейтинг 569 | Елена, ура!!!
Замечательно просто!
Кричу: «Еще! Еще!»
|
---|
Рейтинг 569 | Не каждое обучение можно организовать у внешних спецов.
|
---|
Рейтинг 569 | НЕ Ваша задача профи учить-сам
должен обучиться за свои деньги и где считает нужным и выдать Вам результат.
Младший специалист еще не профи. И нигде извне ему профи не стать — только нарабатывая опыт в компании.
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, давайте на минутку представим, что в этой компании, как ни странно, работают люди, которые не хуже нас с Вами умеют работать с запросами на обучение, и все у них продумано, и вебинар выбран как форма и проводится совершенно обоснованно.
КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНЫМ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В В-КЛАССЕ НА 200 ЧЕЛОЕК?
Я не могу понять, почему, не зная цели обучения, нельзя привести то множество способов, которое, по Вашим же словам, существует для описываемой мною ситуации?
|
---|
Рейтинг 569 | В этом месте я стала подозревать, что понятия до сих пор не имела, что такое здравый смысл...
|
---|
Рейтинг 569 | Не факт. Открытые публичные бесплатные вебинары — небо и земля в отличие от
корпоративных, заказных. Ты на моих закрытых вебинарах не бывала. Там — все
сильно иначе. Ничего не подтверждает и не опровергает.
Тем более, что я действительно не понимаю, в чем разница. Если я провожу вебинар по теме — мне все равно, открытый он или заказной: я готовлюсь к нему серьезно. Разве что сначала общаюсь с заказчиком, чтобы понять зачем им это и чего они ждут.
Ты хочешь сказать, что в компании Х полное сетевое обучение, общение. А может
и даже Сименс? Не верю. А зачем полное?.. А сетевое обучение и общение там есть, иначе и быть не могло — с их-то разбросанностью по всему миру.
Что ты имеешь в виду под репрессивной функцией? Принуждение имею в виду. Или лишение благ, если персонал не жаждет обучаться.
Иногда и сие полезно. Для этой компании это работать не будет. Разве что на единичных случаях, и это будет редким исключением, еще больше подтверждающим правило.
Виртуальные классы — всего лишь инструмент, который позволяет охватить большое
количество сотрудников, рассредоточенных по всему миру. Если бы не было
необходимости в вебинарах, их бы не использовали. Пулеметы тоже используют, и наказания, и лишение премий и увольнение — все те
же интсрументы И?.. В чем мысль? Причем тут пулемет к необходимости обучить 200 человек за раз? Отстреливать лишних?
Ага, понял теперь, что за компания. Ответят? Возможно. Скорее всего -вербально.
А лучшим ответом будет решенный кейс. Поделишься опытом, когда решите? Я в решении кейса не участвую. Я его для себя решаю — вдруг мне тоже придется с такой ситуацией столкнуться? Если коллеги со мной поделятся и будут не против, что я этим поделюсь — конечно, поделюсь!
|
---|
Рейтинг 569 | Олег, спасибо за филе!
Помедитирую — отпишусь!
p.s. Даже распечатаю, чтобы легче было медитировать.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
- а вот с этим: «Проект «в краткие сроки (не позволяющие провести анализ)
обучить большой объем людей некоторым soft skills» уже очень подозрителен» -
согласен. разве что «подозрителен» заменил бы на «не продуман», «мало
обоснован» и т.п.
И это говорит человек, который на Летней школе 2011 провел великолепный тренинг, по итогам которого всего за 4 часа были разработаны 4 е-тренинга soft skills, использующие только е-средства и не использующие НИКАКИХ инструментов коммуникации (форумы, блоги, вебинары)! :)))
|
---|
Рейтинг 569 | Oleg Lavrov сказал:
Чужие носит вариантивный оттенок.
Осторожнее.
Я — «чужой»?
Олег, ну я зачем кавычки рисовала и смайлик?
Чтобы вариантов не оставалось )))
|
---|
Рейтинг 569 | Эта модель не подходит. Когда надо обучить 200 человек, есть большая разница, проводить обучение в 1 группе или в 10 группах. На 10 групп просто не хватит ресурсов — тренеров, времени, денег.
Речь же не идет о том, чтобы предложить идеальную систему обучения. Речь идет о том, что в условиях изменений, за которыми надо успевать, и ограничений, которых нельзя избежать, люди стремятся не просто отметиться на виртуальном занятии перед невидимыми слушателями, а сделать свою работу и их обучение интересными.
|
---|
Рейтинг 569 | Пока не уловила...
|
---|
Рейтинг 569 | Олег, всего лишь подвела промежуточные итоги :)
Свои собственные :)
Жду «чужих» :)
|
---|
Рейтинг 569 | 1. Когда я ходила на твои вебинары каждую пятницу, и ставила перед фактом каждое свое руководство: в пятницу с 11:00 до 12:00 я на вебинаре, и меня не кантовать — мне было интересно. При этом я не просто присутствовала — я активно присутствовала, реагировала на все твои замуты, а если кто-то звонил — отбивала звонки, потому что боялась что-то пропустить в обсуждении.
2. Отлично! Хорошо идем. Мне нравится вывод из афоризма. Только не понимаю, как это противоречит с кейсом.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
Елена Локтева сказала:
Вячеслав Александрович, вопрос к Вам: если человек записался на вебинар, это
говорит о наличии в нем потребности? Если да — то в чем может быть эта
потребность?
Лена, я тоже хочу ответить :) ... «если человек записался на вебинар, это
говорит о» том, что он записался на вебинар.
Какую потребность удовлетворил при этом? Можно согласно твоей концепции «Хочу-дай-немеделенно»
|
---|
Рейтинг 569 | Если честно, я в веселом шоке сейчас :)
Поставив под сомнение возможность обучать одновременно 200 чел. в в-классе, вы ставите под сомнение ключевую фишку ДО вообще, и в-классов — в частности. Мы столько времени втирали, как это выгодно бизнесу — можно учить много сотрудников одновременно, экономя на командировках и на зарплате тренеров и мн.др.
А в итоге, когда доходит до дела, говорим: «12 человек санитарная норма. И меня не колбасит, что вам надо за неделю 200 обучить — потому что я профи, и халтурой не занимаюсь. И таки готов пойти на компромисс: буду учить по 20 человек».
Я так это расцениваю, что:
а) с тьюторингом у нас пока неважно дело обстоит;
б) с методиками, позволяющими эффективно работать с больших аудиториях — вообще никак;
в) с балансом между экономической целесообразностью и эффективностью вебинаров тоже пока не красота.
Непонятно только, как же это вышло...
Хотя несколько дельных советов услышать удалось, за что спасибо большое. Буду думать еще.
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, не вижу никаких признаков халтуры в исходном кейсе.
- Есть компания.
- Есть спецы по направлениям, которых привлекли к тренерской работе.
- Есть запросы а ля «Надо обучить таких-то людей тому-то» от функциональных руководителей, (научить работать с новым ПО, срочно переучить всех спецов по технологии А на технологию Б, научить новичков общаться с заказчиком, научить свежеиспеченных менеджеров проектов правильно оформлять отчеты и т.п.)
- Схожих запросов может быть несколько
- УЦ организует вебинар(ы) и анонсирует на всю компанию — вдруг кому-то тоже надо обучить тому же, но не 30 человек, а троих? Почему бы их не включить в ту же группу?
- В итоге группа может набраться довольно большая (компания-то многотысячная).
В каком месте чья халтура?
|
---|
Рейтинг 569 | Вячеслав Лебсак сказал:
Лена, спецами по «строганию опилок» являются мои младшие внуки, А я их учу
работать пилой и рубанком.( Лена опилки -это отходы от процесса пиления, а
строгают стружки, хотя и инструмент называют рубанком.)
Не придирайтесь к терминам :)))
|
---|
Рейтинг 569 | Максим Скрябин сказал:
Максим, ты можешь по глазам определить, понимает тебя человек или нет? А
интересно ему или нет — можешь?
Если группа небольшая, то, наверное, могу (ну или считаю, что могу, а на самом
деле обманываюсь).
Так вот очно они, конечно, на 200 человек не проводят тренинги. Очно они вынуждены были болтаться постоянно в командировках — со всеми вытекающими. А потом появились вебинары, и стало возможно 1) не болтаться в командировках, 2) учить больше людей одновременно. Вот только в глаза теперь всем не заглянешь.
|
---|
Рейтинг 569 | Максим Скрябин сказал:
Не могу понять... Тренеры проводят вебинары. Хотят знать, кто как усваивает
материал. Так?
А очные тренинги они тоже проводят с группами в 200 человек? Как они на очных
тренингах проверяют, кто как усвоил? По «глазам» (если слушают, значит,
усваивают :) )?
Максим, ты можешь по глазам определить, понимает тебя человек или нет? А интересно ему или нет — можешь?
|
---|
Рейтинг 569 | Вячеслав Лебсак сказал:
Тогда я утверждаю, что совесть профи может быть чиста, только если он оставался
профи до конца и придумал, как сделать так, чтобы 150-200 обучаемым было
интересно.
Даже если в итоге получилось не такое «большое и светлое», как хотел заказчик.
Нет, я понимаю это так, что профи не возьмётся выполнять дурацкий заказ
некомпетентного заказчика, хотя квалификация ему позволяет навесить много лапши
на уши.
Чует мое сердце, что еще чуть-чуть, и все преимущества виртуальных классов перед невиртуальными превратятся в недостатки :)))
А вообще — довольно резкое суждение. Не думаю, что квалифицированный спец по Строганию Опилок вешает лапшу на уши, когда рассказывает как Строгать Опилки новичкам.
|
---|
Рейтинг 569 | Вячеслав Лебсак сказал:
Елена Локтева сказала:
Вячеслав Лебсак сказал:
Лена, а Вы помните, как кузнец отвечал на просьбу «менеджера процесса» заменить
колесо у кареты за неделю? ... Профи могут всё!
А если профи могут все, то они могут проводить интересные занятия — даже если
менеджмент учебного процесса похрамывает, не так ли?
Конечно, же! Но это будет не «большое и светлое», как хотел закахчик.
Тогда я утверждаю, что совесть профи может быть чиста, только если он оставался профи до конца и придумал, как сделать так, чтобы 150-200 обучаемым было интересно.
Даже если в итоге получилось не такое «большое и светлое», как хотел заказчик.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
* Лена, время на подготовку — не показатель. Свой первый вебинар я
готовил 7 или 8 раб.дней. Сегодняшний — час, ибо проводил аналогиччные. Время
здесь — показатель скорее для бухгалтерии, а не для содержания.
Ну ты же знаешь, что я тебе сейчас отвечу :) Они тоже на первый тратят больше времени )))
Я всего лишь хочу показать, что их вебинары мало чем отличаются от тех вебинаров, которые ты проводишь от WebSoft. В том числе — по времени, которое тратится на подготовку вебинара и на анализ потребностей обучаемых.
Про проф.сообщество. Формально, да, — сообщество. По процессам и коммуникациям
- едва ли, если я верно проинтерпретировал и оценил описанный тобой случай. А
по духу — тем более не сообщество.
Володя, мы тут все по процессам и коммуникациям отличаемся. И по отношению к нашему общему делу — тоже. И по желанию делиться опытом и ныкать опыт — тоже отличаемся. По мотивам, которые нас здесь держат — тоже. Но все-таки мы — сообщество?
2. Анализ потребностей у них занимает столько же.
* Нужно знать принципы анализа «ихнего», Есть подозрения, что они
анализируют с целью продать вебинар (и себя), а не решить проблему.
Подозрения необоснованные. Как правило, есть запрос на вебинары — УЦ закрывает запрос. Если бы УЦ не закрывал необходимые запросы, не получал бы он с каждым годом все больше преференций от руководства.
Более редкий случай — когда тренера свободны и готовы провести занятия, тогда объявляют набор желающих. Такой случай, конечно, можно интерпретировать как «продажу себя».
3. Тоже хотят, чтобы публика была неравнодушна — и не только при регистрации на
вебинар.
* Ну, я думаю, здесь и репрессивная функция корпоративных вебинаров должна
иметь место. Только «репрессию» нужно грамотно организовать и отменеджерить.
Что ты имеешь в виду под репрессивной функцией?
* Лена, это — пустые слова, извини. Что будет в итоге «задуматься»? Что
должно произойти в итоге вебинара и как это «произойти обеспечить»? Для чего
«спорить»? ради чего и избегая чего «согласиться»? Нафиг знания передавать?
Потому что есть вирт.классы, потому и затем передавать?
Виртуальные классы — всего лишь инструмент, который позволяет охватить большое количество сотрудников, рассредоточенных по всему миру. Если бы не было необходимости в вебинарах, их бы не использовали.
А на все перечисленные тобой вопросы в той компании легко ответят. Ты в этом уже имел возможность убедиться в марте, на тренинге.
Чтобы провести публицистический или популярный вебинар,
нужно знать непопулярное (научное, теоретическое) и властное (когда речь идет о
публицистике), т.е. обладать некой неформальной как минимум властью (в виде
авторитета, экспертности, опыта).
Ты уверен, что те, кто проводит вебинары в этой компании, не подходят под это описание?
|
---|
Рейтинг 569 | Вячеслав Лебсак сказал:
Лена, а Вы помните, как кузнец отвечал на просьбу «менеджера процесса» заменить
колесо у кареты за неделю? ... Профи могут всё!
А если профи могут все, то они могут проводить интересные занятия — даже если менеджмент учебного процесса похрамывает, не так ли?
|
---|
Рейтинг 569 | Вячеслав Александрович, вопрос к Вам: если человек записался на вебинар, это говорит о наличии в нем потребности? Если да — то в чем может быть эта потребность?
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
Лена,
ты писала:
«Что нужно сделать тренерам, чтобы их вебинары были интересными, а
беспокойства — напрасными?»
А, может быть, тренерам как раз ничего и не нужно, кроме грамотного
менеджмента, в том числе и менеджмента учебного процесса. В тренерах ли здесь
дело(а)? Скорее, сдается, в организации и менеджменте самого процесса, в том
числе и по достижению учебных целей (= удовлетворению потребностей в обучении). Вопросом на вопрос: как уровень менеджмента учебного процесса влияет на мастерство преподавателя сделать занятие интересным?
Коллеги, не пытаетесь ли вы мне сейчас таким авторитетным составом доказать, что даже если преподаватель-профи, то он не сможет заинтересовать обучаемых, если учебный процесс организован без учета потребностей в обучении?
Сразу предупреждаю, что я в это ни за что не поверю, и доказать вы мне этого ни за что не сможете: иначе надо встать ровным строем и идти закрывать все общеобразовательные школы, а с ними заодно и университеты.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
Если нет тьюторов на 200 чел, читайте лекции традиционного типа (что в реале в
примере Елены скорее всего и имеет место, хоть там типа тренеры номинально
работают). Или посадите 1-2 педдизайнеров и 2-4 программистов, чтобы
поддерживали поствебинарные эффекты (полу)автоматически. Последнее — дешевле,
чем 1 тьютор на 11 учеников, и потребует от названных спецов 2-3, максимум 5-6
месяцев работы. Сроки — в зависимости от уровня притязаний на результат
со стороны заказчика. Замечательно! Наконец, пошли рекомендации!
Кстати, один из способов, который я предложила коллегам — поствебинарная поддержка на форумах. Кое-кто пометил себе в блокнотик.
|
---|
Рейтинг 569 | А теперь представь, что их компания — такое же профессиональное сообщество (кстати, по масштабам — в разы превышающее все нам с тобой известные). При этом:
1. На подготовку они тратят столько же.
2. Анализ потребностей у них занимает столько же.
3. Тоже хотят, чтобы публика была неравнодушна — и не только при регистрации на вебинар. От тебя отличаются лишь опытом преподавания.
4. В некоторых случаях им тоже надо предложить подумать, согласиться, поспорить. В некоторых — передать какие-то знания.
И вот здесь вопрос у меня возник. Правильно ли я поняла, что в случаях, когда речь идет о публицистических, популярных вебинарах, нет смысла задумываться о продуктивности и результативности? Т.е. провел — ну и скажите спасибо, так?
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
Елена Локтева сказала:
Но если вернуться к исходной теме, то все-таки хотелось бы обсудить: как можно
сделать интересным вебинар на 200 человек? А если серия вебинаров?
Лена, сделать интересным — не штука. А вот продуктивным и результативным, о чем
ты писала, собственно, в исходном посте — дело чуть посложнее.
Сколько времени ты тратишь на разработку вебинара для нашего сообщества?
Сколько времени из этого у тебя занимает анализ потребностей в обучении?
Твои вебинары интересны?
Они продуктивны и результативны?
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил Протасов сказал:
Если запрос «провести вебинар», то нужно понять, в каком случае заказчик будет
удовлетворен. Если ему действительно достаточно будет того, что вебинар будет
проведен, то нужно просто провести вебинар минимально возможными ресурсами, о
методологии особо не задумываясь, при этом постараться, чтобы получилось не
совсем убого и скучно. Можно анекдоты на нем рассказать, можно смешные картинки
вставить, можно яркого и харизматичного докладчика пригласить и т.д. — способов
множество.
Ну, наконец-то! Михаил, примерно эту ситуацию я имею в виду. И вижу, наконец, первые предложения: анекдоты, особый докладчик.
Вот про это множество способов я и хочу поговорить! И хотелось бы собрать какие-то способы, поинтереснее смешных картинок.
В любом случае, без знания предметной области эффективно работать в условиях
rapid learning, на мой взгляд, практически невозможно. Либо нужно очень хорошо
знать бизнес в принципе и иметь очень серьезный опыт успешной реализации
проектов rapid learning — но такие специалисты дорого стоят.
В случае с той компанией, о которой я говорила, тренера отлично знают предметную область и знают, как устроен бизнес компании. Для многих вебинар — новая технология, и они не знают, как свои очные тренинги перевести в формат вебинаров, чтобы было интересно обучаемым, и самим при этом ориентироваться, кто как усваивает материал.
|
---|
Рейтинг 569 | Oleg Lavrov сказал:
Пахнет чем угодно только не «качественным обучением», не «системным подходом».
Пахнет плохо организованным Бизнесом, пусть и образовательным.
Можем сейчас уйти в крутую дискуссию по поводу того, что такое хорошо организованный бизнес. Не хотелось бы. В любом случае, ситуаций, в которых нужны быстрые, оперативные решения, может быть сколько угодно. И решения эти зачастую надо принимать в обход существующих процедур. Не говорю уже, что соответствующих процедур может просто еще не существовать.
У них не сложилось, они к нам. А мы боимся сказать им о преАнализе, что
означает: «Коллеги! Вы совершили ошибку до начала процесса, надо исправлять».
Где смелость в выражении истины?
Мы не боимся. Мы просто осознаем, что это не решит проблему, решение которой требуется здесь и сейчас. Ну да, ошиблись на входе. Ну да, не предусмотрели. Но задачу надо все равно решать! И вот здесь уже я спрошу: где смелость?
Синтез решений только после анализа.
(...)
Скорость возможна только в случаях «проверенных и готовых решений». Не знаю
таких для он-лайна 200 человек, в котором есть теория и практика
Так я и хочу эти решения получить! Столько поклонников стройных теорий среди нас!
Плюс многие из нас вебинарили. Много. Некоторые еще и вели вебинары. Тоже много.
Наши наблюдения, опыт, знание стройных теорий — неужели этого так мало, для того, чтобы хотя бы модель предложить?
Численность 200 человек. Это никуда не годится всегда. Почти. Нужно снижать
численность населения вэбинара. Если снижать невозможно (цель такая — многим
знания одного, возможно ГУРУ и не платить ему много раз), тогда получается,
что таким образом можно «давать теорию» (один лектор, много слушателей). Затем,
вводим субъекта — Ассистент, человек, который проводит нары по практике
вопроса, с меньшим числом участников. Подругому представляется невозможным
Олег, я еще в скайпе Вам сказала: стандартных решений в этой ситуации быть не может! А «представляется невозможным» — это, как известно, не аргумент. Я еще лет 10 назад не представляла возможным, что я буду звонить мужу в Минск из вагона поезда на Белорусском вокзале в Москве. И еще года 4 назад не представляла, что к Интернету можно будет подключаться без проводов.
Мы с Вами можем много чего себе не представлять — это не значит, что этого не может быть на самом деле.
|
---|
Рейтинг 569 | Коллеги, дабы не возникло ни у кого желания искать подоплеку в том, что я написала, расскажу предысторию появления этой темы на форуме.
На днях меня пригласили в одну компанию в гости, на тренинг для внутренних тренеров и задали прямой вопрос: «Как сделать вебинары интересными?». Я поделилась своим опытом и своими соображениями — что сходу пришло в голову, все рассказала. Однако, поняла, что есть у них сомнения, что так можно работать в больших группах. Я предложила им попробовать, и оставила свои контакты, если кто-то захочет более предметно пообщаться.
С тех пор у меня крутится эта мысль в голове: как учить большие группы интерактивно? И мне показалось, что эта тема интересна и актуальна не только для меня и для моих коллег. Поэтому я решила обсудить ее здесь, с вами.
Я согласна, конечно, что В ИДЕАЛЕ — надо проанализировать потребности и все такое. Но для тех людей, с которыми я общалась про вебинары, довольно типична такая ситуация:
- в УЦ приходит запрос: СРОЧНО нужен такой-то вебинар (или целая серия) для такой-то группы сотрудников;
- УЦ такой вебинар/серию может провести — есть тренер, есть материалы;
- УЦ делает рассылку — мол, вот такой-то будет вебинар, кому еще интересна тема — регистрируйтесь;
- люди записываются либо просят запись потом выложить (которую, если ВДРУГ будет скучно, еще скучнее слушать, чем сам вебинар).
Уверена, что такая ситуация встречается сплошь и рядом там, где есть обучение по требованию.
А теперь представьте, что вот пришел тренерам такой запрос, а они с ним к вам: «Хочу сделать интересно, помоги!» И вы начнете им про ID/ADDIE и прочие радости втирать? В лучшем случае — они вам скажут: «Ты такой умный, знаешь такие умные слова — так расскажи же, как нам сделать интересно?!» В худшем случае — пошлют подальше и больше никогда к вам не обратятся.
Коллеги, мне кажется, что много споров и непонимания между корпоративными обученцами и методологами именно из-за того, что методологи не хотят понять, что бывает так, что надо здесь и сейчас. Надо, к примеру, срочно обучить 3 проектные команды, потому что пришел крупный заказ, который никак нельзя упустить.
К такому вызову надо быть готовым. И, мне кажется, что если у нас в головах действительно методология какая-то лежит, то она ДОЛЖНА нам быстро подсказать несколько решений навскидку. И что только после этого мы имеем право сказать: «А если надо больше конкретики, то тогда давай сначала с учебными целями разбираться».
Мы же пока ограничиваемся тем, что мы вот такие умные, а бизнес нас слушать не хочет, и методик никаких не знает, и вообще непонятно, как они там учат.
Но если вернуться к исходной теме, то все-таки хотелось бы обсудить: как можно сделать интересным вебинар на 200 человек? А если серия вебинаров?
|
---|
Рейтинг 569 | Марина, спасибо огромное за теплые слова! Приезжайте еще, мы ведь не все Ваши мечты еще осуществили ;)
|
---|
Рейтинг 569 | И я надеюсь! Точнее — я даже верю, что мы еще увидимся на наших Школах ;)
|
---|
Рейтинг 569 | Олег, спасибо!
Я знала, что Вы меня не бросите! :)
Беру паузу на осмысление, и отпишусь.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир Наумов сказал:
Лена, мне кажется, что продающий портал имеет некоторый налет
конфиденциальности, потому народ неохотно тему обсуждает. Разрабатывай я
подобный ресурс или просто продающий сайт — помалкивал бы до поры до времени.
Может, эту тему стоит перенести в более узкий и непубличный формат обсуждения Уууу, как все запущено...
1. Я-то думала, что от того, что спец по продажам поделится своими соображениями, а спец по обучению его подкорректирует, каждый сможет сделать СВОЙ вывод и выстроить СВОИ продажи.
2. Вроде бы, я не просила рассказывать, как продают чьи-то уже готовые порталы. Хотя если бы e-learning.by что-то продавал, я бы не видела большой беды в том, чтобы поделиться опытом. Мои техники и методики продаж не всегда подошли бы кому-то еще, но кто-то смог бы подкрутить в них пару-тройку шурупов, и получить свои техники и методики. И, кстати, если бы они получились более эффективными, чем мои, это подстегнуло бы меня еще что-то новое придумать.Польза очевидно обоюдная.
3. Как правило, для того, чтобы понять, как продают те или иные порталы, достаточно просто попробовать что-то у них купить. Каждый из нас может сидеть и помалкивать сколько угодно, но когда придет клиент и спросит, почему это стоит столько-то, и что будет, если мне надо вот так-то, все эти помалкивания станут бессмысленными: либо ты ему объяснишь, за что и почему он платит, либо потеряешь его.
Ну да дело хозяйское. Помалкиваем дальше :)
|
---|
Рейтинг 569 | То-то оно, что ничего нового. Если почитать исходный пост, то можно заметить, что я это и так все понимаю :)
Я хочу, чтобы мы обсудили, как создавать продающий портал. Из каких элементов он должен состоять? Что там должно продаваться? Кем? Как?
Ведь тема для всех актуальная. У нас тут и спецы по обучению, и по продажам собрались — вместе много хорошего могли бы родить. Но в ответ — гробовая тишина, изредка нарушаемая общими фразами, и без того очевидными...
|
---|
Рейтинг 569 | НЭО Группа сказал:
Елена Локтева сказала:
Ну и? Для кого тему создавала? :)
Напомню свою версию: «Среду надо продавать обучающую. Уникальную и
неповторимую. Динамичную и постоянно обновляемую. В которой КАЖДЫЙ и ученик, и
учитель.»
Принципиальные возражения, дополнения, уточнения?
Елена,
1. в каждой компании — своя среда.
2. если Вы имеете в виду этот ресурс, то так и скажите.
3. чтобы продавать — нужен товар. Или проект по разработке товара (как товар)
1. Разве я говорила что-то о компании?
2. Этот ресурс я никак не имела в виду — здесь все бесплатное :)
3. Прописная истина. Лучше бы продали секрет: что может быть товаром на учебном портале?
P.S. Чувствую себя немного сумасшедшей, разговаривая с Группой НЭО, участником которой сама же являюсь. Может быть, у нас в группе найдется желающий лицом к лицу со мной подискутировать? :)
|
---|
Рейтинг 569 | Ну и? Для кого тему создавала? :)
Напомню свою версию: «Среду надо продавать обучающую. Уникальную и неповторимую. Динамичную и постоянно обновляемую. В которой КАЖДЫЙ и ученик, и учитель.»
Принципиальные возражения, дополнения, уточнения?
|
---|
Рейтинг 569 | Коллеги, чтобы не было путаницы.
Есть 2 способа зарегистрироваться.
1-й способ — зарегистрироваться на сайте конференции (ссылка указана выше, в описании)
2-й способ — зарегистрироваться на нашем сайте (в меню слева — пункт «Регистрация»).
Любой из этих способов доставит вашу заявку организаторам!
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, а Вы хотите именно в журнале?
Не хотели бы у нас на портале опубликовать материал и принять участие в
конкурсе на лучшую статью 2011 года?
Елена, спасибо большое за приглашение.
Больше хотелось бы конечно опубликовать статью в журнале.
Тем не менее, хотелось бы получить информацию касательно публикации статей у
вас и участия в конкурсе. Ссылочкой в меня не бросите?
http://www.e-learning.by/Articles/ELearning.html — здесь наши статьи
посетители портала могут голосовать за статьи
дополнительный зачОт — если статья вызывает дискуссию в комментах
по итогам 2011 года будет выбран лучший автор и награжден призом от e-learning.by
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, а Вы хотите именно в журнале?
Не хотели бы у нас на портале опубликовать материал и принять участие в конкурсе на лучшую статью 2011 года?
|
---|
Рейтинг 569 | Всегда пожалуйста! :) Надеюсь, будет полезно! И жду снова, и снова, и снова!
|
---|
Рейтинг 569 | Олег, спасибо за предоставленное слово :)
«Демон творения» действительно летал у нас на Школе, без перерывов на сон и еду :)
Но я не очень поняла, чего от меня ждут в предоставленном слове :)
|
---|
Рейтинг 569 | Олег,
отличная схема в п.4. Не исключено, что по такой схеме можно сговориться с корпоративным Заказчиком.
А что же делать в вузе?.. С кем и о чем договариваться? О чем, к примеру, договариваться с первокурсниками 17-18 лет? А со слушателями МВА?
А в школе о чем и с кем договариваться? С родителями? С детьми?
Пример. У меня в школе была совершенно замечательная учительница бел.языка и литературы, которой я до сих пор благодарна за то, как она нас гоняла. У нее, к примеру, были такие требования:
1) если мы изучаем творчество какого-либо поэта, значит, каждый должен выучить минимум по одному четверостишью из 8-10 его стихов;
2) если нам надо рассказать, как такая-то тема отображена в современной белорусской поэзии, то каждый должен знать по 1-2 четверостишья из 3-4 стихотворений 5-6 поэтов, в которых эта тема раскрывается.
Ну и, конечно, иметь собственное мнение по творчеству этих же поэтов, и уметь его обосновать. О том, что стихи должны быть не из учебника, можно и не говорить.
Такой подход вынуждал нас перерывать книжки, журналы (Интернета тогда не было и в помине!) — конечно, если хотелось получить хотя бы 4-ку.
Конечно, мы иногда бунтовали, спрашивали, зачем все это, ведь никто больше не заставляет так учить. Она объясняла, что в вузы надо сдавать устный экзамен по литературе, на котором очень легко срезаться, и чтобы поступить, например, на матфак, надо быть на голову выше остальных не только по математике. И говорила, что мы, конечно, можем обижаться и все такое, но по-другому не будет. Если же к ней родители приходили воевать, уходили от нее в полной уверенности, что так с нами и надо.
Мы выли воем, но занимались... Через какое-то время привыкли, и это стало нормой. Потом все, кто сдавал устный вступительный по бел.литературе, мысленно тысячу раз ее поблагодарили. И совсем уж было приятно, когда по ответам наших ребят комиссия сразу догадывалась: «Вы, наверное, из Крупок? У Нины Григорьевны учились?» Такой вот был знак качества.
И вот, пожалуй, это единственный случай на моей памяти, когда мой учитель взял на себя обязательство подготовить нас к поступлению, и подготовил! Более того, в университете бел.язык и литература были чем-то вроде приятной игры с гарантированной 5-кой в конце. Даже для меня, а ведь я была приезжая, и в школе была освобождена от уроков бел.языка.
Сейчас вот у моего старшего сына такая же учительница по бел.языку и литература, и он тоже воет, но приносит очень неплохие оценки. За эти два предмета я спокойна, и только надеюсь, что учителя не сменят.
Может ли такая ситуация стать правилом, а не исключением из правил?
|
---|
Рейтинг 569 | Михаил, «1 эксперт — 5 баллов» — это я и была :) Я не нашла, к чему придраться в Вашей формулировке. Так что нам с Вами остается догадываться, какой недостаток в цели наши другие эксперты.
|
---|
Рейтинг 569 | Юрий, попробуйте еще раз
|
---|
Рейтинг 569 | Анна, это здорово! Тогда присоединяйтесь к проекту по созданию Энциклопедии e-learning. Там можно зарегистрироваться и добавлять свои статьи, определения, а также редактировать существующие :)
|
---|
Рейтинг 569 | Несмотря на то, что статьи в нашем глоссарии создаются не так быстро, как хотелось бы, эта тема послужила поводом для создания Энциклопедии e-learning.
Помимо статей с определениями тех или иных понятий в данной энциклопедии должны появиться статьи о различных вузах и компаниях, которые имеют опыт внедрения технологий e-learning.
Если каждый из участников сообщества напишет туда хотя бы одну статью, будет, думается, немало пользы для всех.
|
---|
Рейтинг 569 | Владимир, в чем принципиальные отличия научения от обучения?
|
---|
Рейтинг 569 | Спасибо большое :)
Перекину эту ссылку в тему о смешанном обучении :)
|
---|
Рейтинг 569 | Ну, неправа была :) Давайте будем считать, что это опечатка :)
|
---|
Рейтинг 569 | Мультимедиа = мульти + медиа = много + средства, т.е. много средств.
Убеждена, что мультимедиа — это представление одной и той же информации несколькими средствами одновременно.
Мне, Владимир, определение, приведенное Вами на этом скриншоте, нравится гораздо больше. В моем сознании одновременное использование графики и текста — это тоже мультимедиа.
|
---|
Рейтинг 569 | |
---|
Рейтинг 569 | Вчера спорили с генеральным директором о том, что такое навыки и что такое умения :) Он утверждал, что это одно и то же, и что надо говорить «знания и навыки», а «умения» убрать. Естественно, 5 лет педуниверситета и 5 лет активнейшей педагогической деятельности, в течение которых я смело употребляла эти термины (не беспокоясь об определениях) вызвали во мне несогласие с таким подходом, и завязался небольшой спор.
Сошлись на том, что «навыки» — это доведенные до автоматизма умения. А следовательно, вывод напросился, что если что-то и убирать, то «навыки».
Итак, вопрос: так чем же умения отличаются от навыков, и имеет ли смысл что-то из этого перестать употреблять?
Чур, на Википедию не ссылаться. Я там уже была, и теперь мне хочется узнать мнение специалистов :)
|
---|
Рейтинг 569 | Еще натолкнулась в сети на определение:
Педагогический процесс — направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Предлагаю сформулировать подобное определение для обучения взрослых, а то как-то несправедливо :) Хотя вот понимаю, что для обучения и воспитания взрослых взаимодействие с детьми может быть весьма и весьма полезным. :)
|
---|
Рейтинг 569 | Нашла пару определений обучения на Глоссарий.ru:
Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.
Обучение — относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта.
|
---|
Рейтинг 569 | В Википедии написано про мультимедиа « возможно, способ интерактивного взаимодействия» с информацией :) Но это не обязательно. Там вот даже приведен чудный пример с часиками. Это вполне тянет на мультимедиа, но никакой интеракции :)
|
---|
Рейтинг 569 | А я вот читаю Ваше определение, и понимаю, что оно ложится не только под корпоративное обучение :) Чем оно не подходит для определения средств обучения в общем и целом? :)
|
---|
Рейтинг 569 | |
---|
Рейтинг 569 | А почему именно корпоративного? :)
|
---|
Рейтинг 569 | Внесла бы поправки
1.
Дистанционное обучение (ДО) — способ обучения, обеспечивающий взаимодействие участников учебного процесса на расстоянии, опосредованное средствами обучения и каналами их доставки и обеспечивающее реализацию присущих учебному процессу элементов — целей, содержания, методов и форм.
При этом требуется уточнить, что подразумевается под средствами обучения.
2.
Вопрос по определению компьютерного обучения. Если студент занимается за компьютером с бумажной методичкой в руках, учась работать с некой СУБД, это компьютерное обучение или нет? Если да, то в таком случае нет никаких педагогических программных средств и не используются средства компьютерной телекоммуникации.
3.
Вопрос по определению ЭО. Если студент ходит ко мне на вечерние занятия 3 раза в неделю, а в остальное время я его консультирую по мобильному телефону и по ICQ, это как раз случай, когда «передача учебной информации или обмен ею осуществляется с использованием телекоммуникационной техники или каналов связи». Но разве это можно назвать электронным обучением? :)
P.S. Определение корпоративного обучения меня тож чем-то смущает, но я еще не уловила, чем :)))
|
---|
Рейтинг 569 | А если не токмо в контексте e-learning? :)
Можно вывести некое общее определение педагогического дизайна? Например, если слово «электронного» убрать из такого определения, то можно сказать, что в общем и целом
Педагогический дизайн — систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства обучения, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.
При этом, замечу, мы получаем именно определение педдизайна как процесса, а можем ли мы что-нибудь сказать о педдизайне как о результате?
Опять же, чего не хватает в моем определении?
|
---|
Рейтинг 569 | В блоге «Технологии e-learning» один из постоянных читателей Алексей Бондаренко привел довольно подробное описание видов графики в курсах. Процитирую его здесь, т.к. графика — очень важный элемент педдизайна.
«Навскидку графику в электронном инструменте (для краткости далее «курс») можно разделить на несколько видов:
1. графика — украшение, т.е. не несущая смысловую нагрузку но создающая соответствующую атмосферу восприятия в зависимости от типа информации (пример: фон, обрамление, пейзаж, дизайн шаблона и т.д.).
2. графика — информационная, т.е. графика несущая сама по себе информационную нагрузку (пример: блок-схема, последовательность наглядных действий в виде картинок и т.д.).
3. графика — ассоциативная, т.е. вспомогательная, которая позволяет сопоставить текстовой(звуковой) информации соответствующий графический образ для более эффективного усвоения. У каждого человека присутствует образное мышление, нас в детстве учили сопоставлять каждому образу соответствующее звуковое звучание и наоборот, поэтому это один из наиболее эффективных на сегодняшний момент приемов электронного инструмента (пример: виды валют название --> картинка, ).
4. графика — игровая, которую можно условно разделить на
4а. условно статическая: диалоговые персонажи с текстовым сопровождением — статическая картинка, могут двигаться отдельные элементы, (т.е. преимущественно неподвижность)
4б. условно динамическая: игровой/информационный короткий ролик с движущимися отдельными предметами/персонажами (т.е. преимущественно подвижность)
4б. динамическая: по сути компьютерная симуляционная игра»
В принципе, если обобщить то, что ложится под электронные курсы, то можно вывести классификацию учебной графики вообще.
|
---|
Рейтинг 569 | Когда я в Беларуси произношу слова «педдизайн», неизменно слышу «А это еще что такое?» И снисходительная улыбка обычно, мол, педагоги себе придумали новую развлекуху :)
Так вот постараюсь ввести это понятие, авось, реже буду слышать такой вопрос и видеть такую улыбку.
Педагогический дизайн — процесс, а также результат проектирования учебного процесса: педагогического сценария, а также средств реализации этого сценария.
|
---|
Рейтинг 569 | Засмущалась словами «и взаимодействие пользователя с этим средством».
Мне кажется, это уже не отсюда. Взаимодействие со средством (мультимедиа или еще каким) — это уже из области интеракций.
|
---|
Рейтинг 569 | |
---|
Рейтинг 569 | |
---|
Рейтинг 569 | Конечно отношу! :) По-моему, контент — это нечто динамически развивающееся, так что тут без преподавателей и одногруппников обойтись будет сложновато. Возможно, можно будет привести пример саморазвивающегося контента. Но сути дела это не меняет :)
|
---|
Рейтинг 569 | У меня вот что получилось:
Учебный контент — представленная в различных формах (текст, графика, мультимедиа и т.п.) дидактическая информация, определяющая цели, содержание, характер, форму и последовательность учебной деятельности учащегося.
Про самостоятельную учебную деятельность не вижу смысла говорить: групповая учебная деятельность и взаимодействие с преподавателями не заслужили такого обращения. :)
|
---|
Рейтинг 569 | Спасибо! :) Я знала, что могу на Вас положиться! :)
|
---|
|
Всего 222 цитаты на портале; 139 цитат отмечены метками; 15 показаны: Владимир Кухаренко
Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм. перейти к статье | Владимир Анненков 31.08.2008, 08:35Консервативное или инновационное — это крайности. Образование должно идти в ногу со временем, сочетая традиции и инновации. перейти к комментарию | Юрий Жарков
Каждый дистанционный курс предполагает контрольное тестирование. перейти к статье | Юрий Жарков
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смысл — в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения. перейти к статье | Вячеслав Лебсак 12.08.2011, 09:34Поэтому главная задача «человека разумного» сделать «человеком моральным». перейти к комментарию | Вячеслав Лебсак
Частные инициативы по существу зажаты в государственных вузах из привычки чиновников проектировать удобную для управления мёртвую среду. перейти к статье | Олег Лавров 12.08.2010, 11:26В Вузе обучение строится на передачу и закрепление базовых знаний и компетенций, что накладывает отпечаток на выбор педстредств е-обучения — лекции, тесты, задания. лабработа, практика. перейти к комментарию | Александр Андреев
Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. перейти к статье | Вячеслав Лебсак
Не существует единственного метода, который смог бы гарантировать Вам успех в учёбе. перейти к статье | Олег Лавров 17.08.2010, 08:52мы должны рекомендовать кому-то «формализовать обратную связь и финансовые, и юридические условия» функционирования этой обратной связи. Иначе говоря — нужен Контракт «Бизнес-ВУЗы» на уровне государственной системы перейти к комментарию | Александр Андреев
преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни. перейти к статье | Елена Локтева 10.11.2010, 10:46Олег Лавров: «Студент хуже чем мы о нем думаем...» перейти к теме форума | Ted Bongiovanni, Roseanna DeMaria
Если жажда знаний сильна, занятия наполнены эмоциями перейти к статье | Елена Ястребцева
знания находятся не «внутри», а в человеческих сообществах и компьютерных сетях перейти к статье | Владимир Наумов 17.08.2011, 00:25более 12 человек на вебинарах (включая ведущего) — это нарушение санитарных норм перейти к комментарию |
|