Рейтинг 227 | Владимир, хорошие 6 пунктов. Можно было бы с ними еще поиграть, вроде того, как Вы делаете на вебинарах: «Какой, на Ваш взгляд, должен быть приоритет в реализации этих пунктов? Какой приоритет был бы идеален для Вашей компании? Как на самом деле обстоят дела?»
Что касается эталонов, то, на мой взгляд, весьма любопытная попытка их расставить выполнена здесь (матрица функций КСО). Со многим в этой матрице я не могу согласиться, но само направление мысли, сам подход мне понравились. Думаю, что большую практическую ценность несла бы такая матрица для системы дистанционного обучения, для отдельного курса, в конце концов. Как Вы думаете?
> Разумея, что заказ на обучение должен, в идеале, исходить из решения задач УЗ, повышения ценности знаний. Пока же обучение редко осознанно и системно нацелено на такую задачу.
Вот это я не совсем понял. Что значит исходить из решения задач? Значит, что заказ на обучение должен формулироваться в терминах задач УЗ? Или что должен подразумевать некие стандартные приемы УЗ как инструмент решения бизнес-задач? Что здесь конкретно подразумевается под задачами УЗ? И что под повышением ценности знаний? Последнее — самоцель или нет?
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, я бы сказал так. Эффективность обучения, помимо прочего, зависит от «уровня развития бизнеса в части процедур управления». Это не единственный фактор, и не стоит все существующие проблемы объяснять именно им. Однако для достижения высокой эффективности необходимо уделять внимание и ему.
При этом описанная зависимость не слишком проста. Я бы не стал описывать ее в понятиях «примитивные процедуры управления — развитые процедуры управления» и «примитивная система обучения — развитая система обучения». Должны быть
1. Какие-то промежуточные значения
2. Эталоны (ну или хотя бы нечеткие критерии)
Ясно, что неправдоподобна ситуация неразвитого бизнеса с великолепной системой обучения. Это как запорожец с суперсовременной противоугонной системой. Непропорционально дорого и непонятно зачем.
Итак, я бы в резюме написал следующее:
1. Необходимо представлять уровень развития систем управления в обслуживаемом бизнесе
2. Необходимо представлять возможные потребности от обучения при текущем уровне
3. Хорошо бы уметь повышать этот уровень (мы все-таки занимаемся обучением и развитием, можем, наверное, поспособствовать развитию и в этой области)
Вот с учетом моих дополнений я готов согласиться с написанным Вами в той части, в которой оно не противоречит моим дополнениям. Если Вы не согласны с чем-то, описанным мной, буду рад узнать, с чем именно и почему.
Что же касается поисков путей решения, то я сейчас думаю в первую очередь о некоторой формализации нашей собственной деятельности (деятельности корпоративной системы обучения), а также о повышении уровня взаимопонимания с заказчиками обучения. Хотя, если изначально я вкладывал в понятие «взаимопонимание» скорее их способности к пониманию нас, в процессе нашей дискуссии я пришел к выводу, что не менее важны наши способности к пониманию их. Я понял, что последние сейчас на недостаточном уровне развития.
|
---|
Рейтинг 227 | Андрей, да, наши заказчики в 99% случаев сотрудники нашей же компании либо членов нашей страховой группы.
Какого-то подразделения, внутренней группы или комитета, которых можно было бы привлечь к решению проблем оргуправленческого развития в данном конкретном случае нет. Подразумевается, что это задача подразделения самого заказчика.
Наш корпоративный университет (отдел, где я работаю) тоже этими проблемами не занимается. Мы часто их диагностируем при выполнении проектов по разработке, проведению и организации обучения. И стараемся обращать на них внимание заказчика. Иногда включаем их в отчеты, подготавливаемые в рамках проектов. Но эти отчеты получает только сам заказчик. Непосредственно решением этих проблем мы не занимаемся, равно как и консультированием. Возможно, стоило бы, но в большинстве случаев у нас нет достаточной квалификации для этого. Кроме того, на это будет уходить существенное количество времени. Если мы и начнем заниматься этим, то это будет необходимо согласовать с нашим руководством. Что потребует формализации и обоснования необходимости таких процессов. Маловероятно, что в ближайшее время из этого что-то получится, так как другие задачи выглядят более насущными и приоритетными. Хотя в будущем все может быть.
Заказчик не то чтобы не хочет решать проблемы, просто это достаточно сложно. Скорее всего, он не готов этим заниматься до решения более насущных вопросов, а вот выделить время и ресуры на обучение считает для себя приемлимым. Мы тоже далеко не идеально представляем себе характер работы подразделения заказчика, его задачи, планы, стратегию. И нам совсем не просто оценить, насколько разумно он расставляет приоритеты в своей работе. Поэтому я и предполагаю, что начать нужно с повышения уровня взаимопонимания между нами и заказчиками.
|
---|
Рейтинг 227 | При этом еще одним весьма критическим моментом являются наши трудозатраты. Для внешнего разработчика работает логика «любой каприз за деньги заказчика». Если же мы, внутренний разработчик, проводим опрос обучаемых, разбираемся в структуре работы их подразделения, ищем причины проблем и т.д., то нехорошо получится, если мы в итоге скажем — здесь обучение бесполезно. Начальство спросит, почему потрачено столько времени без какого-либо результата. В результате нам самим не всегда хочется браться за работу, которая по всей видимости, не превратится в обучение. Но если мы не проделаем эту работу, то обоснований для отказа в обучении будет еще меньше.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, последний вопрос очень интересен и стоит, на мой взгляд, отдельного обсуждения. Не припомню, честно говоря, чтобы раньше это обсуждалось в каких-то из читаемых мной блогов.
Мы как раз совсем недавно обсуждали это с нашими тренерами. Вот кейс из нашей практики (правда, там речь об очном обучении, а не дистанционном, но это ведь одно и то же).
// Начало кейса
Заказчик, который находится в Москве, хочет обучение для нескольких сотрудников филиалов. Готов оплатить расходы на логистику. Когда наши тренеры начинают у него выяснять, с какими проблемами они сталкиваются, на каких условиях они работают, систему их мотивации, обнаруживается, что заказчик все это себе представляет очень плохо. Причем он сам соглашается, что не знает этого. Дистанционно проводим опрос обучаемых. Проблемы, которые с помощью обучения пытался решить заказчик, не выявляются, вместо этого обнаруживается ворох организационных проблем и отсутствие мотивации. Кроме того, у обучаемых целая куча функциональных обязанностей. И те функции, развитию которых пытается способствовать заказчик, у обучаемых далеко не на первом приоритете.
Итак, выяснилось, что имеющиеся проблемы довольно сложны и глубоки. И мы, и заказчик сходимся в мнении, что для решения нужно осуществить довольно многое: формализовать систему организации работы сотрудников, придумать систему мотивации, провести обучение. Мы считаем, что на текущем этапе обучение не особо поможет. Но заказчик понимает, что из всех доступных ему мер обучение — самая простая, быстрая, и незатратная (отправить сотрудников в Москву на обучение действительно легче, чем придумать и внедрить хорошую систему мотивации). При этом он тоже чувствует, что вряд ли обучение будет эффективным. Но от идеи обучения не отказывается, вместо этого предпочитая изучать структуру нашего курса, давать нам рекомендации, как нужно учить, какие блоки добавить в курс (причем не всегда эти рекомендации разумны, т.к. он далеко не специалист в обучении).
Просто так отказать мы ему не можем, т.к. для этого нужно дать ему какое-то формальное обоснование. Но на текущем нашем уровне (далеко не самом высоком) формализации процессов обучения такое обоснование составить очень тяжело. Кроме того, это может испортить отношения с ним и ухудшить нашу репутацию внутри компании в принципе (впрочем, некачественное обучение тоже ухудшит репутацию).
// Конец кейса
Вот как это происходит у нас на практике. И мне кажется, что это заметно сложнее чем то, что описали Вы. Это лишь один пример, реально же схожие ситуации (хотя обычно, разумеется, не настолько печальные) возникают постоянно.
Я пока себе не очень представляю, как эффективно решать подобные проблемы. Но первый шаг, на мой взгляд — комплекс мер на повышение взаимопонимания с заказчиками. Некоторая формализация системы и способов общения с ними; электронный курс (или хотя бы мини-справка) для них, объясняющая ключевые особенности обучения; возможно, какие-то неформальные способы улучшения отношений и т.д.
|
---|
Рейтинг 227 | Согласен со всем
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, Вы опять поднимаете вопросы, которые уходят далеко за пределы и дистанционного обучения, и управления знаниями. Эти вопросы чрезвычайно важны. Но стоит ли обсуждать их в контексте обучения?
Я, однако, выскажу свое мнение, так как проблема мне интересна.
Логика схемы сомнительна. Но общий посыл понятен — смена ценностей вызывает смену целей. Другие цели требуют других инструментов, других действий, и приводят к другим результатам.
Не думаю, что следует спускаться вниз по схеме, пока наверху невесть что. Цель организации (а также человека, государства, системы обучения и т.д.) определяется ее ценностями. В каком состоянии находятся эти ценности? Мы их можем вообще сформулировать? Если да, то что является их источником? Инерция? Большой босс? Или все участники организации? Удовлетворяют ли эти ценности участников организации? Какой характер противоречий в системе ценностей: разрушающий эту систему или развивающий ее? Приведут ли эти ценности к устойчивости в долгосрочной перспективе?
В общем, я ни за левых, ни за правых. Я за рефлексию и понимание своей деятельности.
Хотя, как я уже сказал, это все оффтоп.
|
---|
Рейтинг 227 | Странно, что нет акцента на взаимодействии с людьми. Или взаимодействие с людьми считается производной от мудрости, воли и т.д.?
Интересно, ребята из ИБМТ БГУ сами это придумали, или взяли откуда-то?
Эта статья слишком коротка, чтобы понять из нее, что подразумевается под волей или активностью и т.д. И убедиться в том, что это действительно однозначно хорошо для менеджера.
|
---|
Рейтинг 227 | :)
|
---|
Рейтинг 227 | Ой, только сейчас заметил, что назвал Вас Алексеем. Очень извиняюсь. Писал параллельно в другом блоге, и, видимо, уже засыпал :)
|
---|
Рейтинг 227 | Алексей, думаю, наше дистанционное обучение сейчас ближе к работе с «структурным капиталом». Но в ближайшем будущем, думаю, мы будем активно развивать другие направления. В очном обучении у нас сейчас большой акцент на «человеческий капитал».
С оценкой персонала наш корпоративный университет связан, но гораздо слабее, чем мне хотелось бы. Планирую добиваться увеличения нашего участия в оценке.
С управлением компетенциями я лично почти не работал, но мои коллеги пытались этим заниматься. Наше будущее в этой области я пока представляю смутно.
|
---|
Рейтинг 227 | Андрей, я-то как раз про «смерть автора» не в курсе. Хотя уже погуглил немного.
Вот мне эксперт дал текст. Я его полностью переписал, в каких-то местах оставил только суть, какие-то выкинул, что-то добавил от себя. Потом вернул эксперту на согласование и он согласовал получившуюся версию. Кто автор?
А если эксперт написал методичку, а я прочитал и на ее основе сделал упражнение? Кто здесь автор?
Курсы, в основном, используются двумя способами:
Во-первых, они нужны для людей, которые начали заниматься чем-то новым, чем раньше не занимались. Например, для новых сотрудников. Или для старых, но которые ранее не работали, например, со страхованием строительно-монтажных рисков, а теперь стали работать.
Во-вторых, они используются в рамках конкретных проектов. Запустили новый продукт или внесли изменения в старый — делаем курс. Перешли на работу с программой, с которой ранее не работали — делаем курс.
«Инновации в продуктах» и «инновации в процессах» — как мне кажется, это вещи существенно взаимопересекающиеся. Мне трудно понять, где кончается одно и начинается другое.
«Повышение квалификации и компетентности», как я понимаю, всегда так или иначе происходит при эффективном обучении. Если человек раньше не знал особенностей продукта, а теперь знает, и ему эти знания нужны при работе, то означает ли это, что его квалификация и его компетентность повысились?
Управление знаниями и обучение, насколько я понимаю, вещи очень взаимопересекающиеся. Существенную часть работы, которую мы выполняем, можно отнести как туда, так и туда. Тем не менее, мы при общении с коллегами используем слово «обучение». Потому что полноценное управление знаниями подразумевает не только то, что мы делаем, но и еще некоторый объем работ, которые мы не выполняем. Я, однако, думаю, что со временем мы будем все глубже погружаться в управление знаниями.
Я, возможно, излишне цепляюсь к словам. Но это потому что мне трудно сопоставить Ваши вопросы с нашей практикой — я не привык к используемой Вами терминологии.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, видимо, я немного не понимал вначале, о чем Вы говорите. Сейчас тоже не уверен, что до конца понял, но похоже на действительно глобальную задачу. Я бы на такое в обозримой перспективе не решился замахнуться.
|
---|
Рейтинг 227 | Кажется, я догадался, о какой компании речь :)
Если речь идет исключительно о продуктовом обучении, то разработка такого инструмента будет иметь существенную специфику.
|
---|
Рейтинг 227 | Андрей, по поводу эффективности и темпов развития — я такого не говорил. Я вообще за смешанное обучение.
Курсы полностью не умирают, но изменения требуется вносить довольно очень часто. По большинству курсов 1-2 раза в год, а по одному 3-5 раз. Иногда изменения настолько существенны, что близки по объему работ к разработке нового курса.
Разрабатываем курсы я и другие сотрудники корпоративного университета. Если пользоваться Вашей терминологией, то чаще мы выступаем как «интерпретаторы новых разработок». Но, разумеется, сам «разработчик» тоже активно участвует в процессе, без его согласования курс не будет опубликован. Если мы и берем на себя роль «генераторов новых схем», то делаем это в тесном контакте с практиками.
Что подразумевается под словом «автор» я, признаюсь, не очень понимаю.
|
---|
Рейтинг 227 | Елена, мне кажется, что использовать IE — это как слушать скучную лекцию, а FireFox дает возможность творить!
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, я исхожу из того, что глобальные задачи решаются постепенно и в течение большого времени. Я сейчас даже и не думаю о создании такого инструмента. Я решаю конкретные задачи, делаю конкретные памятки и для каждой отдельно организую процесс доставки пользователям.
Рассчитываю, что через какое-то время появится культура пользования ими. Вот тогда нужно будет думать о глобальном инструменте.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир,
честно говоря, не очень понимаю, о каких сложностях Вы говорите. Я уже разработал несколько таких памяток и сейчас считаю, что это не более сложно, чем разработка курса. Разумеется, разработка хорошего курса — само по себе непростая задача. Но это ведь наша работа — делать хорошие курсы.
Возможно в Вашем случае были какие-то частные сложности, связанные именно с частной задачей, но не с подходом в принципе?
|
---|
Рейтинг 227 | Андрей, я согласен с тем, что оно может быть направлено. Но не могу согласиться, что должно быть направлено.
Честно говоря, у нас дистанционное обучение направлено именно на работу с конкретными задачами. И я не очень понимаю, как можно в общем случае вместа курса, обучающем решению конкретной задачи, сделать курс, направленный на развитие компетенции. Если есть некий способ сделать это, разумеется, это был бы очень интересный подход. Но если я обучаю, например, работе с конкретным страховым продуктом, то мне нужно рассказать вполне конкретные вещи, а не общие. Могу, разумеется, рассказать про страхование в принципе. Но это не избавляет необходимости обучать и конкретному продукту.
Поэтому я с таким интересом и смотрю на памятки. Потому что практически все дистанционное обучение у нас в компании работает на решение конкретных задач. Кстати, я бы не стал это отождествлять с «усвоением неких конкретных предметных знаний».
А обучение, направленное на «развитие неких компетенций или компетентностей, за счет которых решаются целые классы профессиональных задач» у нас на данный момент проводится только очно. Есть несколько дистанционных курсов, которые нам когда-то дали бесплатно в довесок к LMS, но мне они очень не нравятся.
Кстати, я думаю, что шпаргалка может способствовать и развитию компетенций тоже.
|
---|
Рейтинг 227 | Елена, поковырялся, но так и не понял, с какими настройками браузера это может быть связано. Странно, что раньше у меня все работало нормально.
Недавно я перешел с FireFox 3.5 на 3.6. Может в этом дело. Вот сейчас открыл страницу через IE — нормально работает.
|
---|
Рейтинг 227 | Оффтоп. Хмм, какие-то глюки. Не могу создать ответ на конкретный тред, только создать новый. И не могу отредактировать только что отправленный комментарий.
|
---|
Рейтинг 227 | Мне тоже нравится эта идея. Очень хотелось бы приблизиться к этому у нас, в АльфаСтрахование.
Только в связи с этим я себе часто задаю вопрос: в каких случаях вообще целесообразно создавать курс? Не проще ли вместо него сделать человеку шпаргалку, памятку, которая будет у него под рукой в тот момент, когда ему потребуется применить знания? У нас часто получается, что между изучением чего-либо в курсе и применением на практике проходит некоторое время. И человек частично забывает изученное. Хорошо, если у него есть под рукой некоторое компактное представление материала курса, по которому он может пробежаться глазами и вспомнить то, что он изучал.
А в некоторых случаях, когда изучаемая тема не слишком сложна, возникает вопрос. Если есть такое «компактное представление» — шпаргалка, памятка, то зачем сам курс? Настанет время применять знания — человек откроет шпаргалку и, сверяясь с ней, сделает все в соответствии с тем, что в ней написано.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, такие вопросы сильно зависят от того, что заказчик написал в запросе на курс.
В целом имеет смысл идти от существующих проблем. Разбираться, что не получается, с чем возникают наибольшие сложности. В чем, по мнению разных сторон, причина недостаточной эффективности деятельности в той или иной области.
Также можно параллельно идти от лучшего опыта. Узнать, кто это делает лучше всех, найти его, поговорить с ним, попросить рассказать свои секреты.
При этом с завидной стабильностью натыкаемся на кучу проблем, которые можно решить только организационно, а не обучением. Часто без решения этих проблем обучение не может быть эффективным. Поэтому важно их суметь отследить и вовремя обратить на них внимание заказчика. Это позволяет избавить себя от работы, которая никому потом не пригодится, превратить ее в полезную работу.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, последний раз, когда я писал продуктовый курс, а это было довольно давно, я делал так:
1. Выписывал последовательность действий продавца, необходимых для продажи продукта
2. На основании нормативных документов анализировал, какие знания нужны для выполнения каждого из шагов этой схемы
3. Согласовывал набор тем в курсе с экспертом по продукту
Сейчас я бы сделал несколько по-другому, тот подход уже не кажется мне хорошим. Моя главная ошибка была в том, что я недостаточно опрашивал самих продавцов, а также не-продавцов, которые работают с продуктом.
|
---|
Рейтинг 227 | С душем не знаю, хорошо бы на него посмотреть и понять, на какой стадии у детей возникли проблемы.
А интерфейс курсов, разумеется, нужно затачивать под целевую аудиторию. Если в ней есть и бабушки, то, конечно же, нужно и на них ориентироваться.
Опять же, интересно было бы посмотреть на конкретный спорный момент. То есть пример элемента интерфейса, который одним обычным юзерам будет гораздо понятнее, чем бабушкам.
|
---|
Рейтинг 227 | Владимир, боюсь, что этим путем мы к различиям между СДО, LMS и LCMS не придем.
Существующая реальность крайне внутренне противоречива. Где лежат истоки существующих противоречий? Рискну предположить, что за пределами и преподавания, и обучения, и учения (хоть мне и не нравится этот термин), и образования.
Зачем и кому нужно образование/обучение — вот правильный вопрос.
|
---|
Рейтинг 227 | Елена, как набор составляющих среды обучения эти системы рассматривать можно. Хотя не уверен, что выделение именно таких систем наиболее удачно.
Но интересно было бы видеть не только, что входит в среду, а еще и внутренние взаимосвязи. Думаю, что при попытке описать их первым делом встанет указанный Владимиром вопрос терминологии.
|
---|
|
Всего 222 цитаты на портале; 139 цитат отмечены метками; 15 показаны: Владимир Кухаренко
Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм. перейти к статье | Владимир Анненков 31.08.2008, 08:35Консервативное или инновационное — это крайности. Образование должно идти в ногу со временем, сочетая традиции и инновации. перейти к комментарию | Юрий Жарков
Каждый дистанционный курс предполагает контрольное тестирование. перейти к статье | Юрий Жарков
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смысл — в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения. перейти к статье | Вячеслав Лебсак 12.08.2011, 09:34Поэтому главная задача «человека разумного» сделать «человеком моральным». перейти к комментарию | Вячеслав Лебсак
Частные инициативы по существу зажаты в государственных вузах из привычки чиновников проектировать удобную для управления мёртвую среду. перейти к статье | Олег Лавров 12.08.2010, 11:26В Вузе обучение строится на передачу и закрепление базовых знаний и компетенций, что накладывает отпечаток на выбор педстредств е-обучения — лекции, тесты, задания. лабработа, практика. перейти к комментарию | Александр Андреев
Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. перейти к статье | Вячеслав Лебсак
Не существует единственного метода, который смог бы гарантировать Вам успех в учёбе. перейти к статье | Олег Лавров 17.08.2010, 08:52мы должны рекомендовать кому-то «формализовать обратную связь и финансовые, и юридические условия» функционирования этой обратной связи. Иначе говоря — нужен Контракт «Бизнес-ВУЗы» на уровне государственной системы перейти к комментарию | Александр Андреев
преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни. перейти к статье | Елена Локтева 10.11.2010, 10:46Олег Лавров: «Студент хуже чем мы о нем думаем...» перейти к теме форума | Ted Bongiovanni, Roseanna DeMaria
Если жажда знаний сильна, занятия наполнены эмоциями перейти к статье | Елена Ястребцева
знания находятся не «внутри», а в человеческих сообществах и компьютерных сетях перейти к статье | Владимир Наумов 17.08.2011, 00:25более 12 человек на вебинарах (включая ведущего) — это нарушение санитарных норм перейти к комментарию |
|