Комментарии

Компоновать комментарии:
по обсуждениям
общим списком
Показывать комментарии:
свёрнутыми
развёрнутыми
как в обсуждении
показывать комментарии только автора: 
убрать цитирование

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 26 ноября 2011 г. в 16:21
30 ноября в 12-30 (по киевскому времени) состоится вебинар
Персональная учебная среда для дистанционного курса
«Дистанционное обучение от А до Я»

Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/675789-el-a-z-30-11-11
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 23 ноября 2011 г. в 22:36
К сожалению, по техническим причинам 23 ноября вебинар не состоялся и перенесен на 24 ноября в 12-00 по киевскому времени
Вход в вебинар
ссылка
Прошу прощения срыв вебинара.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 22 ноября 2011 г. в 14:38
Анна Чихрадзе сказала:
Владимир Кухаренко сказал:
23 ноября в 12-30 (по киевскому времени) состоится вебинар
Использование Твиттера в дистанционном курсе
«Дистанционное обучение от А до Я»
Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/669333-el-a-z-23-11-11
Уважаемый Владимир Николаевич!
Помогите пожалуйста Сергей Пищик написал:"Чё-то не могу просмотреть.." имеется
в виду Ваш вебинар в записи от 16 ноября

Ссылки на записи вебинаров
http://dl.kharkiv.edu/mod/resource/view.php?id=10628
и здесь
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 ноября 2011 г. в 11:57
23 ноября в 12-30 (по киевскому времени) состоится вебинар
Использование Твиттера в дистанционном курсе
«Дистанционное обучение от А до Я»
Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/669333-el-a-z-23-11-11
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 11 ноября 2011 г. в 12:54, изменено в 12:54
Татьяна Бычкова сказала:
Владимир Кухаренко сказал:
Вебинары и курс будут проводиться на русском языке
Первый курс я пропустила. Можно ли подключиться к следующему?
Татьяна!
Вы можете просмотреть вебинар по ссылке
http://www.wiziq.com/online-class/658399-el-a-z-9-11-11
Следующий будет в среду в 12-30 по киевскому времени
Объявление со ссылкой будет на днях
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 9 ноября 2011 г. в 13:53
Анна Чихрадзе сказала:
Коллеги! Помогите войти, я не вижу ссылку!

Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/658399-el-a-z-9-11-11
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 9 ноября 2011 г. в 10:44
Елена Потемкина сказала:
Я согласна.Прошу разрешения на участие
Елена!
Разрешения не требуется. Подключайтесь
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 7 ноября 2011 г. в 21:32
Для участия в вебинаре необходимо зайти по ссылке
http://www.wiziq.com/online-class/658399-el-a-z-9-11-11

Если Вы не работали в WIZIQ, познакомьтесь с видео по ссылке
ссылка
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 7 ноября 2011 г. в 00:00
Вебинары и курс будут проводиться на русском языке
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 4 участника
 

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 24 ноября 2011 г. в 20:49
Загрузить запись вебинара от 24 ноября 2011 г.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 23 ноября 2011 г. в 22:34
К сожалению, по техническим причинам 23 ноября вебинар не состоялся и перенесен на 24 ноября в 12-00 по киевскому времени
Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/673638-elaz-24-11-11-twitter
Прошу прощения срыв вебинара.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 23 ноября 2011 г. в 00:36
Елена Локтева сказала:
Владимир Николаевич, может быть, мы записи Ваших вебинаров выложим у нас в
разделе «Вебинары»? Чтобы те, кто не смог принять участие, хотя бы записи
посмотрели. Вот такие, как я, неуспевающие товарищи были бы очень рады:)

Презентация вебинара Открытый дистанционныйкурс “Дистанционное обучение от А до Я”
http://www.slideshare.net/kvntkf/mooc-elaz-091111?player=js
Запись вебинара
http://dl.khadi.kharkiv.edu/file.php/1/dl-elaz/elaz-9-11-11-intro.exe
Презентация вебинара «Социальные сервисы в дистанционном обучении»
http://www.slideshare.net/kvntkf/elaz-161111socials?from=ss_embed
Запись презентации
http://dl.khadi.kharkiv.edu/file.php/1/dl-elaz/elaz-16-11-11-web2.exe
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 20 ноября 2011 г. в 12:49
Михаил Тресер сказал:

Скажите пожалуйста, под 4 пунктом подразумевается сервис Klout? Вы о нем будете
рассказывать?
Очень коротко
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Кейс «Вебинар на 200 слушателей» (8 комментариев)
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 августа 2011 г. в 15:34
Михаил Морозов сказал:

А не измерениями подтвердить?
И результат измерений сравнить с теоретическим.
Это потом.
Сначала надо согласовать с теориями (в технике провести расчеты)
(см. Я Дитрих. Проектирование и конструирование. Системный подход. Мир. 1981)
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 августа 2011 г. в 14:39
Михаил Морозов сказал:

Тут как раз все и ломается. Вы от теорий обучения напрямую не перейдете к
проектным решениям.
Для проектов, где как элемент присутствует человек, с теориями так не
получается.
Применяются набор некоторых правил-рекомендаций, которые, в свою очередь,
являются эвристиками. Эвристики это не формулы. Расчет не получается.
А вот сколько в эвристике здравого смысла уже другой вопрос.
Задача проектирования найти оригинальные и эффективные решения с использованием эвристики (а не типовые), а дальше подтвердить их теориями, а не наоборот.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 августа 2011 г. в 12:22
Любое проектирование опирается на теории. Для проектирования бытового холодильника необходимо знать термодинамику, механику, электронику.
В образовании, к сожалению, очень часто опираются на рассудочное мышление и здравый смысл. Отсюда и возникают все проблемы. А надо просто знать различные теории и их сильные и слабые стороны.
Что касается синхронности асинхронности, я не думаю, что на данном этапе на этом надо акцентировать внимание.
Кстати, на западе приставка "е-" уже не актуальна.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 августа 2011 г. в 11:26
Рассудочное мышление и здравый смысл присущи околообразовательным дискуссиям.
Здесь же собрались профессионалы, имеющие многолетний опыт создания образовательных продуктов. Поэтому рассуждения должны базироваться на методологии (проектирование) и методах, приемах (теории обучения). Это компактность и понятность.
Использование педагогического проектирования в рамках кейса это выход в надсистему (а нужно ли для 200 слушателей проводит вебинары? есть и другие методы).
Следует отметить, что приемы проектирования годятся для проектирования как технического объекта так и учебной программы. Просто в педагогическом проектировании выполнена привязка к образованию (термины). Если говорить о подготовке таких специалистов, то вначале необходимо готовить проектировщика вообще, а потом осуществлять специализацию в образование.
Рассмотрение кейса в системе это анализ использования различных теорий. Каждая из теория даст свой метод для проведения вебинара. В совокупности применение этих методов может быть решением поставленной задачи.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 3 участника
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 18 августа 2011 г. в 20:48
Согласен с Морозовым М.Н.
Педагогическое проектирование применяется чаще всего не к месту.
Педагогическое проектирование нужно при создании учебной программы. Это методология.
При разборе кейса мы пользовались педагогическими теориями, т.е. применяли методы, приемы, не обязательно задумываясь, к какой теории они принадлежат.
От правильного выбора системы зависит результат.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 3 участника
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 17 августа 2011 г. в 16:12
Добавлю «пять копеек»
По условию кейса вебинары проводятся для формирования уровня запоминания и понимания.
Для работы с такой аудиторией необходимо воспользоваться методикой чтения лекций. Там предусмотрены различные методы удержания внимания слушателей, на них останавливаться не буду- все знают.
для обучения 200 и более слушателей можно применять компьютерные методы это уровень применения для процедурных навыков.
Все остальное штучное производство. Массовых методов обучения пока нет.
Поиск в этом направлении идет смотри работы Сименса и Даунса.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 3 участника
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 16 августа 2011 г. в 22:52
Как обучить 200 чел. (сформировать навыки) и только через вебинары это большой вопрос.
Даже открытые дистанционные курсы Сименса этого пока не делают
Некоторые идеи можно посмотреть здесь http://kvn-e-learning.blogspot.com/2011/08/blog-post_13.html
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 16 августа 2011 г. в 11:12
Елена!
Информации не достаточно для того, чтобы делать выводы и давать рекомендации.
Первое впечатление это вбрасывание информации
Согласен с Олегом п. !2
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 18 мая 2011 г. в 23:32
Уважаемый Александр Александрович!
Большое спасибо за интересную статью. Выполнена очень большая работа. Я на такие подвиги не способен, хотя желание было. В основном пользуюсь рассказами разработчиков, но по ним статьи не напишешь.
Дистанционное обучение развивается в СНГ уже более 10 лет, а университеты, в основном, копируют традиционный учебный процесс в упрощенном варианте. Это удручает. Новые технологии практически не используются. Студентам предлагают нудное обучение. Понятно, почему они голосуют за смешанное обучение, там есть хоть какое-то общение.
С уважением Кухаренко В.Н.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 2 участника
 

К теме форума Тьюторы в e-learning (6 комментариев)
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 14 октября 2010 г. в 22:20
Размещаю повторно, случайно закомментировал уголками
Как обещал, размещаю фрагмент из пособия. В.Н. Кухаренко, М. Бойцун, Я.М. Мудрый, Н.Г. Сиротенко. Тренеру по вопросам европейской интеграции. Под общ. ред. Кухаренко В.Н. Киев, Милениум, 2009. — 606 с. о конструктивизме


Конструктивисты рассматривают студентов как активных участников учебного процесса [51]. Знание не переходят от кого-то, это индивидуальная интерпретация студентов и обработка полученной информации. Студент находится в центре обучения. Преподаватель выполняет роль советника и поддерживает обучение. Основной акцент в этой теории делается на обучении, которое проводится в контексте. Если информация должна использоваться в нескольких контекстах, тогда надо обеспечить многоконтекстные учебные стратегии и убедиться, что студенты могут широко использовать полученную информацию.
1. Обучение должно быть активным процессом. Активный процесс это предоставление студентам задач на использование полученной информации в практических ситуациях.
2. Студенты должны конструировать свои личностные знания вместо восприятия без преобразования информации от преподавателя.
3. Должны поощряться совместное и кооперативное обучение. Работа студентов друг с другом является жизненным опытом для работы в группах и позволяет использовать успехи других студентов и учиться на них.
4. Студентам нужно предоставлять возможность контролировать учебный процесс.
5. Студентам необходимо предоставлять время на размышления и ретроспективный анализ своей деятельности (рефлексию).
6. Студент должен чувствовать, что обучение имеет для него личное значение. Полезно, чтобы учебные материалы содержали примеры, близкие интересам студентов и интересны как дополнительная информация.
7. Обучение должно быть интерактивным с целью обеспечения его высокого уровня и социальной значимости. Обучение это расширение пространства новых знаний, навыков и отношений при взаимодействии с информацией и средой.
8. Конструктивистское пространство обучения, которое формирует преподаватель, состоит из 8 составляющих: активности, конструктивности, сотрудничества, целеустремленности, комплексности, содержательности, коммуникативности, рефлексивности.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 14 октября 2010 г. в 22:12
Как обещал, размещаю фрагмент из пособия. В.Н. Кухаренко, М. Бойцун, Я.М. Мудрый, Н.Г. Сиротенко. Тренеру по вопросам европейской интеграции. Под общ. ред. Кухаренко В.Н. Киев, Милениум, 2009. 606 с. о конструктивизме

>>

Что касается высказанного выше:
Деятельность тьютора на современном этапе полностью определяется наиболее успешными педагогическими теориями (бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм и др.) Западные педагоги согласились, что создать пригодную пед. теорию для дистанционного обучения не представляется возможным и необходимо использовать комбинацию уже существующих.
При этом основной целью обучения является подготовка обучаемого к деятельности (это шокирует тех, кто дает слушателям знания и «наполняет сосуды»). Тьютор должен обеспечить достижение этой цели с использованием всего многообразия пед. теорий.
Если целью обучения организации является преподавание, это говорит, что она не знает как разумно потратить деньги и приобретает бесполезные игрушки (это их парадигма по Куну).
Тьютор, как и преподаватель это ЛИЧНОСТЬ и она не может быть ВООБЩЕ.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 13 октября 2010 г. в 22:40
1. К проведению учебного процесса ректор никакого отношения не имеет, поэтому он не может быть ключевой фигурой. Тьютор и разработчик курса в большинстве это одно и тоже лицо. Если нет, то за проведение учебного процесса отвечает только тьютор спрос с него. Все жалобы студентов будут адресованы к нему. Плохой контент может спасти только тьютор.
Это как с технологиями «Хорошее преподавание может преодолеть плохой выбор технологии, но технологии никогда не спасут плохого преподавания. Bates, 2005»
2. Для того, чтобы выяснить является ли тьютор ключевой фигурой при использовании конструктивистского подхода необходимо посмотреть основные положения конструктивизма. У меня эти материалы на украинском языке, выложу чуть позже.
Я сейчас на практике пытаюсь освоить коннектвизм, там без тьюторе слушатель просто потонет в изобилии плохо структурированной информации. При этом следует учесть, что цели у каждого слушателя свои и они все разные.
3. см. пп 2 и 3
За совет спасибо. Для того и выставлял материал. Сейчас пытаюсь его «причесать»
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 9 октября 2010 г. в 08:59
Владимир!
В предложенном разделе рассмотренное Вами определение тьютора, на мой взгляд не является ключевым, поэтому добавляю для рассмотрения следующий раздел пособия Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г., Молодых А.С., Твердохлебова Н.Е. Дистанционный учебный процесс: Учебное пособие /Под ред. В.Е.Быкова, В.Н.Кухаренко К.: Милениум, 2005.-292 с.

1.2 Модель тьютора
Учебные материалы очень редко можно полностью адаптировать к требованиям и возможностям студентов, потому что эти возможности чаще всего становятся очевидными именно в процессе обучения. То есть, функция адаптации материалов, як правило, возлагается на тьютора.
Тьютор часто выступает более чем просто источником информации. Он может помочь студенту стать автономным в своей деятельности и самостоятельно осваивать науку учения. Все это происходит в процессе диалогового общения и позволяет студенту пересказывать свои нужды, анализировать уровень понимания, делиться сомнениями, преодолевать неуверенность, вместе с тьютором обсуждать стратегии деятельности и путь к решению.
Тьютор дистанционного курса осуществляет многое из того, что делает преподаватель в традиционном обучении, например, руководство группой в дискуссии с использованием эффективных методик. Но, в то же время, он работает в уникальной учебной среде, где участники не размещаются в одной комнате в определенное время, а находятся в удобной для себя обстановке и оперируют самостоятельно созданным на материале курса информационным пространством. Объединяет их всех дистанционный курс, общение и сотрудничество. Тьютор учит использовать закономерности речевого общения в соответствии с характерными для отдельных участников стилями работы с информацией. Он предлагает методики, подходы и средства (инструменты) общения, например, вопросы, которые позволяют повысить качество учебного процесса в группе.
Курсы высокого качества, созданные командой экспертов или отдельной личностью, не обязательно должны сопровождаться предметником и разработчиком. Тьюторы могут специально обучаться и приобретать квалификацию и навыки сопровождения и поддержки дистанционных курсов. Однако в то же время, например, для создания структурированного файла по теме “Часто возникающие вопросы и ответы ” лучше подключать эксперта.
Результативность любого процесса деятельности и качество полученных артефактов зависит не от применяемой технологии, а от того, все ли и насколько предусмотрел специалист, который ее спроектировал и использовал. Успешное и продуктивное управление учебным процессом ключевое свойство позитивного, успешного обучения. Ни один человек не скажет: “Этому меня научил компьютер”, он вспомнит учителя.
Большинство преподавателей считают, что научиться управлению дистанционным обучением означает изучить новое программное обеспечение или освоить компьютерные умения, то есть добавить возможности информационных технологий к привычной, традиционной системе обучения. Это ошибочное мнение. Успешное управление дистанционным обучением не может быть достигнуто за счет только имеющегося опыта работы в аудитории. Умений тьютора нельзя достичь только благодаря слушанию лекций или наблюдая, прежде всего потому, что они включают многие направления и обязанности, чаще всего не затребованные и потому отсутствующие в традиционном обучении [27].
Компетенции и умения тьютора [102]:
1. Тот, кто поддерживает процесс помогает проявлению активности в виртуальной среде и постоянно мотивирует учебную деятельность.
2. Советник/консультант работает индивидуально, дает советы или консультации с целью сделать все и помочь студенту получить удовлетворение от изучения курса.
3. Эксперт определяет посредством обратной связи целесообразность и правильность учебной деятельности студента.
4. Исследователь отмечает необходимость привлечения в процесс новых знаний, которые отвечают содержанию обучения и способны повысить его качество.
5. Тот, кто поддерживает содержание определяет возможные направления возрастания у студента уровня понимания содержания курса.
6. Технолог определяет стратегию и качество исполнения или вид необходимой помощи для выбора технологии для каждой конкретной ситуации, что улучшает условия функционирования учебного пространства студента.
7. Проектировщик определяет задачи проектирования как в курсе, так и в информационном пространстве курса, на которые полезно обратить внимание, и конструирует дополнительные средства деятельности, которые могли бы усовершенствовать процесс проведения курса.
8. Менеджер/администратор определяет и решает проблемы регистрации студентов, ведение документации учебного процесса, сохранение учетных записей и др.
Для организации дистанционного обучения в учебном заведении очень важно иметь модель тьютора. Некоторые требования к нему можно почерпнуть в работе [35], где указывается, чем тьютор обязан владеть как специалист:
1. Знать основные принципы функционирования телекоммуникационных систем;
2. Знать особенности проведения теле- и видеоконференций, форумов;
3. Знати основы телекоммуникационного этикета;
4. Владеть навыками информационной навигации;
5. Уметь работать с информационными ресурсами (базами данных, информационными службами);
6. Уметь создавать веб-страницы;
7. Владеть конкретной информационно-образовательной средо;
8. Уметь пользоваться комплексом услуг, которые предоставляет среда;
9. Уметь подать учебный материал таким образом, чтобы обеспечить эффективную, индивидуальную, независимо от места и времени, учебную деятельность студента;
10. Знать факты, которые способны стимулировать активизацию деятельности студентов в сети, и уметь ими пользоваться в процессе дистанционного обучения;
11. Знать индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов;
12. Знати особенности самостоятельной деятельности студентов в сети в процессе дистанционного обучения;
13. Уметь проводить психолого-педагогическое тестирование и управлять текущей деятельностью студентов;
14. Уметь предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
15. Владеть активными методами обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, обучение на различных уровнях познавательной деятельности, исследовательские, поисковые методы и др.);
16. Уметь проводить ролевые сетевые игры;
17. Уметь интегрировать очные и дистанционные формы обучения;
18. Владеть методикой формирования системного мышления, в том числе критического и творческого мышления, а также использования рефлексии студентами, как способом оценки своей деятельности с целью ее дальнейшего совершенствования;
19. Уметь спланировать, организовать и провести телекоммуникационный проект;
20. Активно использовать коммуникативные возможности компьютерных сетей для организации плодотворного общения между участниками учебного процесса;
21. Уметь если не создавать курсы, то хотя бы корректировать уже существующие соответственно новым требованиям учебного процесса.
Как видим, почти половина из перечисленных требований относится к использованию ИКТ в обучении и, к сожалению, значительно меньше внимания уделено субъект субъектным отношениям в процессе обучения, педагогическому подходу и поддержке, возможностям общения, адаптации и создания мотивации к обучению, а также роли управления в учебном процессе. Это характерно, как уже было ранее отмечено, для взглядов на дистанционное обучение, как форму, почти полностью зависящую от эффективности использованных ИКТ.
Дополнительные требования, которые необходимо учитывать при организации работы и руководстве учебной деятельностью, будут такими [27]:
• Простота и легкость общения со взрослыми студентами, знание их личных потребностей, материального положения и социального самоопределения;
• Способность не только работать в коллективе, но и сотрудничать, а в случае необходимости и определятб совместную стратегию деятельности и убеждать других в ее целесообразности;
• Знание предметной области, методов ее преподавания возможностей активизации учебной деятельности;
• Открытость новым идеям, перспективам;
• Готовность овладевать новыми технологиями и методами обучения, предлагать и использовать их в учебном процессе;
• Нацеленность на совершенствование технологий в соответствии с требованиями информации, контекста, деятельности и составом учащихся;
• Способность не только уравновесить требования дисциплин с требованиями студентов, но и показать студентам их собственные возможности относительно сообщенной учебной информации;
• Способность и понимание необходимости постоянного обсуждения со студентами их потребностей для дальнейшего совершенствования теории, методики и практики дистанционного обучения и обеспечивать им в этом всю необходимую помощь.

открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 8 октября 2010 г. в 09:55
Уважаемый Владимир!
В дистанционном учебном процессе я могу выполнять разные роли, в зависимости от материала, группы и т.д. Чем больше у меня ролей тем более привлекательный учебный процесс. Вспомните, все слушатели с нетерпением ожидали входа в аудиторию Миненков. Какую он выберет роль на этот раз?
Вы это демонстрируете в своих вебинарах.
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 6 октября 2010 г. в 20:16
Уважаемые коллеги!
Писать некогда. Это один из разделов нашего пособия для тьютора для критики. Материал уже устарел, помогите обновить

1. Тьютор
Учитель не тот, кто дает,
а тот, у кого берут.
Сократ

Кто такой тьютор и почему он является ключевой фигурой в дистанционном обучении? Что привлекает преподавателей в дистанционном обучении? Как поощряются преподаватели, которые проводят дистанционное обучение? Какие роли выполняет тьютор? Каким требованиям должен соответствовать тьютор? Какие обязанности имеются у тьютора на этапе проектирования и развития курса, во время учебного процесса? Что такое сетевой этикет? Почему тьютор должен знать о сетевом этикете? Необходима ли тьютору специальная подготовка для проведения дистанционных занятий? Какими характерными чертами должен обладать тьютор? Какие черты должны быть сформированы у тьютора во время тренинга? В чем заключаются особенности тренинга тьюторов? Что такое “учебное портфолио тьютора”? Необходимо ли портфолио тьютору? Как составить личное портфолио?

В форме дистанционного обучения преподавателя, который проводит учебный процесс, называют по-разному. Это тьютор, фасилитатор, тренер, е-модератор, инструктор, наставник, помощник. Наиболее распространенным и подходящим является использование термина тьютор (tutor), который в переводе с английского обозначает домашний учитель, репетитор, наставник. Тьютор больше не занимает позицию эксперта “знаю все”. Он становится фасилитатором (помощником) при переработке знаний, синтезирует и сопровождает ресурсы для студента и обеспечивает доступ к знаниям.

1.1 Тьютор ключевая фигура дистанционного обучения
Стремительное развитие дистанционного обучения в развитых странах существенно изменяет характер образования. В США только с 1995 года по 1997/98 год количество курсов возросло с 25730 до 52270, а количество студентов с 753640 до 1.6 млн. Национальная ассоциация образования США по результатам опросов в 2000 году отметила, что 63% преподавателей не получают дополнительной компенсации, у 84% не сокращена учебная нагрузка. Только 57% преподавателей США показывают в анкетах, что в их университетах доплачивают за дистанционное обучение. В 45% дистанционных курсов интеллектуальные права принадлежат организации, в 11% преподавателям, в 24% права совместные [80].
В настоящее время преподаватели различных стран мира считают особенно важными чертами учебного процесса:
• Его индивидуализацию которая позволяет личности действовать не по шаблону, а использовать в основном собственный опыт, свои способности, свои потенциальные возможности для развития и свои ожидания относительно успехов в самосовершенствовании и самоопределении;
• Организацию общения между участниками учебного процесса которое, в современных условиях, должно осуществляться в виде сотрудничества. Эта форма предусматривает равнозначное участие и продуктивный взнос в результаты общения, использование личного опыта в процессе деятельности, которая должна постоянно совершенствоваться и использовать весь комплекс знаний и умений, освоенных человеком за период его жизни;
• Обмен опытом в учебной деятельности должен предвидеть, планировать и предлагать разнообразные ее формы. Сюда можно отнести конструктивистские формы работы, взаимный контроль, работу в парах, различные случаи обсуждения, совместного проектирования, критического анализа и др.
• Проектирование курса с учетом управления пониманием сущности учебных процессов направленности познавательных процессов и объединения теоретической и практической функций знаний посредством включения и использования их в своей деятельности с целью получения собственного опыта.
В дистанционном обучении тьютор является ключевой фигурой. Он отвечает за проведение занятий со студентами, создает соответствующую условиям обучения учебную среду. Он управляет процессом обучения как деятельностью и старается обеспечить запланированные результаты как относительно полученных знаний и умений, так и относительно приобретенных студентами личных способностей. Многие опытные преподаватели отдают преимущество использованию технологий дистанционного обучения при проведении занятий со студентами дневной формы обучения. Наиболее сильным мотивом применения подходов дистанционного обучения в учебном процессе является внутренняя уверенность и студентов и преподавателей в его личностной целесообразности, а лишь потом появляется внешнее уловлетворение от использования возможностей ИКТ и своего соучастия в применении современных способов обучения.
Что же принуждает преподавателей создавать дистанционные курсы по собственной инициативе? Что их привлекает? Преподавателя в дистанционном обучении привлекают гибкие рабочие условия новые возможности общения новая форма обучения новые возможности технологической поддержки при планировании и доставке учебных материалов [15, 92].
В большинстве случаев организации платят именно за доставку дистанционных курсов, а не за их разработку.
У преподавателей, имеющих опыт дистанционного обучения, преобладает обычно внутренний мотив, у новичков внешний. Администраторам больше нравятся преподаватели с личными потребностями внешними мотивами.
Другие исследователи обнаружили, что мотивацией могут служить инновации в обучении и использование новых технологий. Денежное вознаграждение никогда не было ни стимулом, ни препятствием. Большим препятствием является отсутствие времени и возможности тренинга.
Внутренняя мотивация тьютора это [107]: способность охватить любую, распределенную в пространстве, аудиторию, с которой нет возможности заниматься в кампусе; поддержка развития новых идей; личная мотивация в использовании технологий; интеллектуальный рост; удовлетворение работой.
Преподавателям мешают сокращение времени непосредственного привычного общения со студентами затраты времени на планирование и доставку курсов неадекватная компенсация за интенсивность проведения дистанционных курсов увеличение нагрузки та замедленный доступ к ресурсам Интернет [93].
Основными составляющими мотивации преподавателей США являются [63]:
• Просьбы студентов приобщить их к технологиям 58%;
• Технологическая поддержка инноваций для повышения качества курса –58%;
• Желание студентов учиться дистанционно 55%;
• Увеличение гибкости работы 45%.
Попробуем проанализировать приведенные данные и определить возможные составляющие реакции преподавателей и направление их деятельности. Во-первых, просьбы студентов относительно приобщения их к технологиям вызваны их интересом ко всему новому, и особенно к таким новым средствам общения как компьютеры. Но преподаватель обязан, воспользовавшись этим интересом студентов, развернуть перед ними как можно шире информационное пространство. Это позволит углубиться в различные данные, касающиеся понятий, процессов своей специализации, критериев, закономерностей и др., какие только вообще существуют как определенная система, и какие можно системно показать именно при помощи информационных технологий.
Во-вторых, технологическая поддержка инноваций для повышения качества курса, прежде всего, предусматривает проектирование и разработку этих инноваций лично или ознакомление с чьими-то разработками и адаптацию их к своему курсу в соответствующей форме. Обе эти задачи для преподавателя являются очень ответственными и сложными.
Видимо поэтому большинство из них считает, что именно технологическая поддержка сама по себе уже есть инновация и должна способствовать повышению качества курсу. Это неверное мнение. В дистанционном обучении в связи с устранением пространственных, временных, возрастных и других границ открываются беспредельные возможности, как для содержательных, так и для организационных, педагогических и психологических инноваций, которые имеют существенное социальное значение, поскольку все они направлены на усовершенствование человека как личности.
В-третьих, желание учиться дистанционно вызывается у студентов разными личными и индивидуальными причинами. Преподаватель обязан воспользоваться этим желанием, чтобы показать студентам все информационные (содержательные и деятельностные) и социальные (общение и самоопределение) возможности обучения. Таким образом, это желание студентов опять-таки расширяет задание преподавателей и требует более серьезного отношения, как к подготовке дистанционных курсов, так и к организации учебного процесса в них.
В-четвертых, усиление гибкости работы не является декларативным заявлением. Его нужно предусматривать, проектировать и организовывать. Какие именно средства будет предусматривать каждый преподаватель, это его личное дело. Но с точки зрения направленности на высокое качество учебного процесса, эти средства должны иметь альтернативные и вариативные черты, которые позволили бы использовать их в проектировании методики конструктивизма на всех этапах и во всех составляющих учебного процесса. Сюда относятся восприятие и переработка знаний; формирование умений и способностей и включение знаний в познавательную деятельность; критическая оценка знаний посредством самоконтроля; определение необходимости поиска полезных знаний и др. [15].
Исследования западных специалистов показывают, что 30% преподавателей оценивают свое умение подготовить учебные материалы для дистанционного обучения как удовлетворительное. Более чем 67% из них считают, что и технические, и педагогические умения важны, однако преимущество отдают педагогическим умениям (72,5%). Некоторые преподаватели считают, что во время учебного дистанционного процесса важно также уметь сопровождать обучение и мотивировать группу (46,2%) (http://trainingwilage.gr)

открыть обсуждение на этом сообщении
 

К статье Роль преподавателя в среде eLearning (1 комментарий)
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 15 сентября 2010 г. в 21:49
Вячеслав Александрович, полностью и безоговорочно с Вами согласен. Научиться мастерству можно только у Мастера.
К сожалению, высказывания о том, что в дистанционном обучении создавать и обучать может кто угодно, владеющий ИТ, нашло большое распространение. Это, в первую очередь, связано с коммерциализацией образования, открытием большого количества университетов без соответствующей базы и подготовкой специалистов «под себя».
Что касается тьютора (в переводе это домашний учитель), то его роль в литературе СНГ до конца не определена. Это связано с тем, что основная масса дистанционных курсов это компьютерные программы в Интернет, где тьютор не нужен. Определение роли тьютора в СНГ произойдет не сразу, необходимо время.
ДО в СНГ еще в младенческом возрасте.
открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержал 1 участник
 

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 15 мая 2011 г. в 19:10
Уважаемые коллеги!
Для участников открытого дистанционного курса «Социальные сервисы в дистанционном обучении»

18 мая в 12-30 по Киеву, 13-30 по Москве состоится установочный вебинар

Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/534979-ukrel2011-1
открыть обсуждение на этом сообщении
 

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 1 марта 2011 г. в 19:24
Приглашаю Вас на еженедельный вебинар открытого курса, который
состоится в 19-00 по Киеву (в 20-00 по Москве)
Тема:
1. Обсуждение результатов работы в курсе на первой неделе
2. Типы организаций
3. e-learning 1.0, e-learning 1.3, e-learning 2.0 что нам подходит

Вход в вебинар
http://www.wiziq.com/online-class/485914-ooc-2
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 20 февраля 2011 г. в 14:55
Запись вебинара будет доступна всем
открыть обсуждение на этом сообщении
 
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 19 февраля 2011 г. в 12:29
Уважаемые коллеги!
24 февраля 2011 г. в 19-00 по киевскому времени состоится установочный вебинар открытого дистанционного курса «Стратегия развития e-learning в организации»
программа вебанара
1. что такое «открытый дистанционный курс»
2. как создать персональную учебную среду
3. правила «игры»
4. цели и задачи курса
5. знакомство с тьюторами

С материалами курса можно познакомиться по адресу http://www.netvibes.com/kukharenkovn
открыть обсуждение на этом сообщении
 

К теме форума Поздравляем с Новым 2011 годом! (1 комментарий)
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 1 января 2011 г. в 00:11
С Новым годом!
Успехов, творчества!
открыть обсуждение на этом сообщении
 

 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 29 января 2011 г. в 23:04
1 февраля

1. Пленарное заседание школы-семинар 9-00 13-00 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459899-plenar-session
2. Как провести вебинар 14-00 15-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459901-school-1-webinar
3. Использование твиттера в учебном процессе 16-00 17-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459903-school-2-twitter

2 февраля

1. Современные теории обучения для e-learning 9-00 10-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459905-school-3-theory
2. Роль таксономии Блума в e-learning 11-00 12-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459906-school-4-bloom
3. Роль персонального учебного пространства в открытом дистанционном курсе и его создание 14-00 15-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459910-school-5-ple
4. Презентация открытого дистанционного курса «Стратегия развития е-learning в корпорации» 16-00 17-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459911-school-6-ooc

3 февраля

1. Презентация оригинальных дистанционных курсов университетов и корпораций 9-00 10-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459913-school-7-presentation
2. Круглый стол «Как организовать взаимодействие университетов и корпораций в e-learning» 11-00 12-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459970-round-table-1
3. Общий круглый стол «Пути формирования нового качества гуманитарно-технической элиты» 15-00 16-30 Вход в вебинар http://www.wiziq.com/online-class/459972-summary-roung-table-2

Время начала вебинаров киевское
Трансляция мастер-классов будет осуществляться через сайт http://wiziq.com
Рекомендуется предварительная регистрация
Для выступления удаленных участников в последний день необходимо сделать заявку и прислать презентацию на адрес kukharenkovn (at) gmail com

открыть обсуждение на этом сообщении  уже поддержало 2 участника
 
 
 

Рейтинг 315
От Владимир Кухаренко, 21 января 2011 г. в 21:17
Программа мастер-класса проф. Кухаренко В.Н.

1 февраля

1. Как провести вебинар 14-00 15-30
2. Использование твиттера в учебном процессе 16-00 17-30

2 февраля

1. Современные теории обучения для e-learning 9-00 10-30
2. Роль таксономии Блума в e-learning 11-00 12-30
3. Роль персонального учебного пространства в открытом дистанционном курсе и его создание 14-00 15-30
4. Презентация открытого дистанционного курса «Стратегия развития е-learning в корпорации» 16-00 17-30

3 февраля

1. Презентация оригинальных дистанционных курсов университетов и корпораций 9-00 10-30
2. Круглый стол «Как организовать взаимодействие университетов и корпораций в e-learning» 11-00 12-30

Трансляция мастер-классов будет осуществляться через сайт http://wiziq.com
Для выступления удаленных участников 3 февраля необходимо сделать заявку и прислать презентацию на адрес kukharenkovn (at) gmail com

Адреса входов в вебинары будут даны 31 января

открыть обсуждение на этом сообщении
 

Цитатник

Всего 222 цитаты на портале;
139 цитат отмечены метками;
15 показаны:
Владимир Кухаренко
Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм. 
перейти к статье
Владимир Анненков
31.08.2008, 08:35
Консервативное или инновационное — это крайности. Образование должно идти в ногу со временем, сочетая традиции и инновации. 
перейти к комментарию
Юрий Жарков
Каждый дистанционный курс предполагает контрольное тестирование.  
перейти к статье
Юрий Жарков
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смысл — в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения. 
перейти к статье
Вячеслав Лебсак
12.08.2011, 09:34
Поэтому главная задача «человека разумного» сделать «человеком моральным». 
перейти к комментарию
Вячеслав Лебсак
Частные инициативы по существу зажаты в государственных вузах из привычки чиновников проектировать удобную для управления мёртвую среду. 
перейти к статье
Олег Лавров
12.08.2010, 11:26
В Вузе обучение строится на передачу и закрепление базовых знаний и компетенций, что накладывает отпечаток на выбор педстредств е-обучения — лекции, тесты, задания. лабработа, практика. 
перейти к комментарию
Александр Андреев
Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий.  
перейти к статье
Вячеслав Лебсак
Не существует единственного метода, который смог бы гарантировать Вам успех в учёбе.  
перейти к статье
Олег Лавров
17.08.2010, 08:52
мы должны рекомендовать кому-то «формализовать обратную связь и финансовые, и юридические условия» функционирования этой обратной связи. Иначе говоря — нужен Контракт «Бизнес-ВУЗы» на уровне государственной системы 
перейти к комментарию
Александр Андреев
преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни.  
перейти к статье
Елена Локтева
10.11.2010, 10:46
Олег Лавров: «Студент хуже чем мы о нем думаем...» 
перейти к теме форума
Ted Bongiovanni, Roseanna DeMaria
Если жажда знаний сильна, занятия наполнены эмоциями 
перейти к статье
Елена Ястребцева
знания находятся не «внутри», а в человеческих сообществах и компьютерных сетях 
перейти к статье
Владимир Наумов
17.08.2011, 00:25
более 12 человек на вебинарах (включая ведущего) — это нарушение санитарных норм 
перейти к комментарию
 
РЕКЛАМА

©  www.e-learning.by
: el-info (at) e-learning by Пишите письма!: el-info (at) e-learning by